No Image

Схема предложения 3 класс русский язык

СОДЕРЖАНИЕ
3 просмотров
10 марта 2020

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

Условные обозначения, применяемые на графических схемах

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения

  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Как определить количество частей в сложном предложении

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений

  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Синтаксический разбор простого предложения

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

Схема простого предложения

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
  • простые – Даниил плавал ;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать .
Читайте также:  Git push как использовать

Простое предложение с однородными членами

Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

В кружках отражены роли однородных членов предложения

С вводными словами или обращением

На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

Вводные слова в предложении

К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

Обращение в предложении

С деепричастным либо причастным оборотами

Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

Причастный оборот на схеме

Как создать схему предложений с прямой речью

На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

  • выделяются границы предложения;
  • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
  • ставятся знаки препинания.

Прямая речь в предложении

Как составить схему сложного предложения

Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

Сложносочиненное предложение на схеме Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Предмет: русский язык

Дата: 29.04.2016

Программа: «Школа 2100»

Тема: Составление схем предложений и предложений по схемам

Тип урока: открытие новых ЗУН

Цели:

1. Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умений отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов.

2. Развивать орфографическую зоркость, умение строить речевое взаимодействие, излагать свою точку зрения.

3. 3. Содействовать воспитанию организованности, дисциплинированности.

Методы и приемы: языковой анализ и синтез, конструирование, демонстрация, поисковый, работа в учебнике, работа в группах

Наглядность и оборудование: интерактивная доска, дидактический материал

Планируемые результаты:

Метапредметные: Формирование УУД

Познавательные УУД

-Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Личностные результаты

-развивать умения высказывать свое мнение

-оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

азвиваем умение слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

-Развиваем способность к волевому усилию

-Учимся определять последовательность действий

Учимся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

Скачать:

Вложение Размер
ПК русский язык 21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Программа: «Школа 2100»

Тема: Составление схем предложений и предложений по схемам

Читайте также:  Приколы со стикерами в вк

Тип урока: открытие новых ЗУН

  1. Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умений отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов.
  2. Развивать орфографическую зоркость, умение строить речевое взаимодействие, излагать свою точку зрения.
  3. 3. Содействовать воспитанию организованности, дисциплинированности.

Методы и приемы: языковой анализ и синтез, конструирование, демонстрация, поисковый, работа в учебнике, работа в группах

Наглядность и оборудование: интерактивная доска, дидактический материал

Метапредметные: Формирование УУД

-Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

— Выявлять сущность, особенности объектов.

— На основе анализа объектов делать выводы.

-развивать умения высказывать свое мнение

-оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

— Р азвиваем умение слушать и понимать других.

— Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

— Развиваем способность к волевому усилию

— Учимся определять последовательность действий

— Учимся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

  1. Организация

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.

Всем, всем доброе утро!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

  1. Чистописание.

-Будем писать букву, которая соответствует первому звуку в слове ЛЕС – [Л]

— Что объединяет эти слова?

— Какое слово является проверочным для всех слов?

— Как вы думаете, здесь есть “лишнее” слово?

Вы справились, молодцы!

— Корень, общий смысл

— В нем ударная гласная

— Все имена существительные, а это имя прилагательное, отвечает на вопрос какой?

3. Сообщение темы и цели урока.

I. Нас ждет первый привал .

-Составьте из слов предложения, работа в паре

ле*ко, с?ехала, с г*ры, на лыжах

-Почему не получаются предложения?

-Добавьте по одному слову в каждую строку и составьте предложение

-Без каких членов предложения нам не обойтись?

— Давайте выберем самое красивое предложение и запишем его на доске.

-Какое это предложение по цели высказывания?

-Обозначьте орфограммы, проставьте ударения.

-В каких словах все согласные твердые?

-Какую букву поставил в слове «легко»?

-разбери слово легко по составу

-Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.

-Как мы еще называем подлежащее и сказуемое? Какие это члены предложения?

-а еще, как еще можно назвать? Если не можете вспомнить, откройте страницу 146 и прочитайте.

-Чем выражено подлежащее?(подчеркивают)

-чем еще может быть выражено подлежащее

-Чем выражено сказуемое?(подчеркивают)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Ребята, а те слова, которые остались, как вы думаете, как они называются?

-Да ребята, вы правы. Мы сегодня на уроке будем учиться находить главные и второстепенные члены предложения, учиться задавать вопросы.

1. Девочка легко съехала с горы на лыжах.

— не хватает слов

-подлежащее и сказуемое

-съехала, горы, лыжах

-проверочное слово – легок

-главные члены предложения

-грамматическая основа предложения

-Учиться находить грамматическую основу предложения, главные члены предложения

-Второстепенные члены предложения

  1. Изучение новой темы

-А что такое второстепенные предложения? Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, откройте сто. 149, прочитайте правило.

А давайте сейчас поиграем в игру, называется «Поймай основу». Я говорю предложение, а вы говорите только главные члены.

-На берёзе сидит снегирь.

-Мальчик ест вкусный торт.

-В классе дети дружат.

-Давайте вместе разберем предложение «На берёзе сидит снегирь» по образцу на стр.149.

-Запишите сначала только грамматическую основу.

-Посмотрите как мы задаем вопрос! от слова сидит стрелочку вниз , в скобках рядом вопрос ГДЕ и под стрелочкой пишем на березе. (Демонстрирую у доски)

-Какое это предложение по цели высказывания?

— в скобках дописываем.

— А теперь попробуйте в группах. Упр 411+412

1. предлож 1 четверке

3. предлож 2 гр и т.д.

— Напоминаю, сначала нужно выписать грамматическую основу.

Группам, которые справились, ставлю отметки.

Если успеем, 410 самостоятельно.

Читайте также:  Cadena dvb t2 инструкция

В предложении говорится о снегире. Кто? Снегирь – подлеж, выражено сущ, подчеркиваю одной линией. Снегирь что делает? Сидит – сказуемое, выражено гл, подчеркиваю двумя линиями. Сидит где? На березе.

-главные, подлежащее и сказуемое

  1. Рефлексивно- оценочный этап

-чему вы сегодня научились?

-что нового узнали ?

— у кого все получилось? Покажите веселые смайлы те, у кого все получилось.

-У кого что-то не получилось прочитайте внимательно правила.

  1. Подведение итогов урока.

-хорошо, открываем дневники и записываем домашнее задание: стр.149 выуч. правило, упр. 6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока Обучения грамоте по теме: Составление схем слов. Чтение слов и предложений. Г Цыферов "Как цыпленок рисовал" + презентация к уроку УМК "Школа 21 век".

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Упражнение в составлении схемы предложения.

Упражнение в составлении схемы предложения.

Упражнение в составлении схемы предложения.

Презентация для урока чтения 1 дополнительный класс коррекционная школа.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

План – конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Составление схем предложений и предложений по схемам»

предметные: развитие умений различать понятия часть речи и член предложения; представлять предложения с второстепенными членами в виде схем, составлять на основе схем предложения с разным порядком слов, находить и исправлять ошибки в схемах предложений. познавательные УУД : развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план). коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. личностные результаты: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки для работы в группах.

(содержание заданий и методические приемы)

Деятельность обучающихся (виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)

I. Организация класса

Поработайте со словарными словами. Продиктуйте друг другу по 6 слов, проверьте. Подведём итоги.

Работа в парах, взаимооценивание.

III. Основная часть

1.Игра «Пойми меня». (слайд)

— Какое слово лишнее? Что объединяет остальные слова.

— Вспомним правило составления синквейна (слайд) и составим синквейн по теме «Предложение».

1.Предложение. 2.Вопросительное, побудительное. 3.Выражает, связывает, сообщает 4.Я составил предложение. 5. Схема.

— Посмотрите на первое и последнюю строчку и предположите, чем мы будем заниматься. Составим план.

3.Работа по учебнику с. 151 упр. 414.

— Прочитаем задание. Прочитайте первое предложение. Верно ли подчеркнуто? А как? Составим схему.

— Схему второго предложения выполним у доски.

5. Самостоятельная работа

— А теперь составьте схему предложения самостоятельно. (слайд)

— Проверьте по образцу и оцените. (слайд)

6. Работа в группах (слайд)

— А теперь попробуем наоборот – по схеме составим предложение. Работайте в группах.

5.Работа с памяткой «Не смешивай эти понятия» стр. 152

— Какие понятия нельзя смешивать? Какие части речи вы знаете? Какие есть члены предложения? Вывод: каждое слово – это определённая часть речи, и одновременно, попадая в предложение, становится его членом.

6.Составление кластера (по вариантам) «Части речи» и «Члены предложения»

1 человек по объяснениям учащихся угадывает слово п/о орфограмма. предложение.

Коллективное составление синквейна в тетради.

Называют тему урока «Составление схем предложений и предложений по схемам», составление плана урока

Работа по учебнику

Работают самостоятельно, самопроверка, самооценка

Работают в группах, отчёт о работе, самооценка

Комментировать
3 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector