No Image

Среднее количество учеников в школе

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Пролетарск Ростовская область

Новые изменения в САНПИН в 2019 году. Теперь в классе может быть больше 25 учеников

Внесены изменения в школьные СанПиНы 2019
Пять лет назад (и тоже аккурат перед Новым годом) славный главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (он же СанПиН 2.4.2.2821-10). Этот тридцативосьмистраничный документ в ожидании инспекторов Роспотребнадзора практически наизусть выучили все директора российских школ. Потому как в нормах этих прописано даже количество писсуаров в расчете на количество учащихся и цвета, в которые должен быть выкрашен коридор рядом с гардеробом. И ушлый инспектор, имея в руках эти самые СанПиНы, завсегда может директора оштрафовать.

И все же самым главным положением СанПиНа был параграф 10.1, требующий, чтобы «наполняемость классов» не превышала 25 человек. В сочетании с нормативно-подушевым финансированием, когда школе платят за каждого обучающегося в ней человека, эта норма оказалась самой невыполнимой. Директор заинтересован взять как можно больше учеников. А мест-то обычно немного. По факту есть классы, где учатся 30 ребят, а то и 35. И как тут быть?

И вот теперь в эти самые санитарные нормы и правила внесены изменения. Есть корректировки технические, например слова «образовательный процесс» решили заменить словами «образовательная деятельность». Но есть положения, важные для учителей и родителей. Вот о них мы расскажем.

Уже не двадцать пять

Тот самый абзац про 25 учеников и ни одной головой больше теперь сформулирован по-другому: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть — ура! — исчезла знаменитая норма. С другой стороны, а что мешает теперь директору набить в класс и 40 учеников? И как с такой оравой справится учитель?

Не нагружать!

Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).
Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:

  • для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5 — 7-х классов — не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8 — 11-х классов — не более 8 уроков.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Снизилась и продолжительность уроков для первоклассников. Вот как сказано в документе:

На электронную доску не смотреть (почти)

Изменились нормы для работы за компьютером. Прежние разрабатывались еще когда в классах стояли мониторы с электронно-лучевыми трубками. Иной раз, правда, их и сейчас можно обнаружить в школах, но все-таки в основном теперь ЖК-экраны. А они менее вредны для зрения. Поэтому теперь: «Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

  • для учащихся 1 — 2-х классов — не более 20 минут,
  • для учащихся 3 — 4-х классов — не более 25 минут,
  • для учащихся 5 — 6-х классов — не более 30 минут,
  • для учащихся 7 — 11-х классов — 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 — 4-м классах не должна превышать 5 минут, в 5 — 11-м классах — 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 — 2-м классах составляет не более 25 минут, 3 — 4-м классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 — 80%, физкультминутки, офтальмотренаж)».

Раньше нормы были меньше — первоклашки могли смотреть на экран не больше 10 минут.
Врачи еще требуют, чтобы дети не использовали «на одном уроке более двух видов электронных средств обучения» — то есть планшет и интерактивную доску, например.

Читайте также:  Самый крутой интернет магазин

Физкультура

Отдельно закреплен в нормах третий урок физкультуры. Причем в такой редакции: «Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки.

Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается».

10 часов на занятия после уроков

Еще одно важное положение — количество часов на внешкольную деятельность. Она теперь записана в образовательном стандарте. И школы усердствуют, нагружая ребят проектной деятельностью, экскурсиями, соревнованиями, походами. Теперь установлен предельный объем такой нагрузки.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов. Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса. Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку. На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек. Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным?

Нормативная составляющая данного вопроса.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Тогда почему почти в каждой школе есть классы со значительным превышением данного норматива? Согласно Конституции РФ и ФЗ РФ «Об образовании», каждому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования. Это означает, что каждого ребенка, который достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации директор обязан зачислить в школу и реализовать права ребенка гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов.

Существует даже ответственность за незаконное ограничение права на получение образования.

За невыполнение ст.5.57 гл. 5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) предусмотрены штрафы, а именно: 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Читайте также:  Аваст платный или бесплатный

Также бывают ситуации, когда площадь образовательного учреждения не позволяет выделить помещение для функционирования дополнительного класса. Эту проблему стараются решить за счет объединения школ в образовательные комплексы. Если места в школе для ребенка нет, родителям необходимо обратиться в местный орган управления образования, который подберет школу для ребенка.

Ст.6.3 гл. 6 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) поясняет, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Также глава XIII Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва (СанПиН 2.4.2.2821–10) предупреждает об ответственности руководителя образовательного учреждения за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в частности: — за выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; — за создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил. В итоге получается, что административная ответственность за ущемление права на получение образования гораздо выше, чем ответственность за неисполнение нормативов санитарно-эпидемиологических правил, что вполне объяснимо. Поэтому вопрос комплектования классов остается на усмотрение руководителя образовательного учреждения, который набирает классы, исходя из сложившейся ситуации в конкретной школе. Директор школы обязан принять каждого маленького гражданина в школу, чтобы каждый ребенок имел возможность учиться. Это первоочередная задача образовательного учреждения и государства. Также следует учитывать демографическую ситуацию. С каждым годом все больше и больше детей идет в 1-е классы школы. Если директор будет набирать в классы, установленные нормативом 25 учащихся, то многие дети могут не попасть в школу вообще.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о количестве детей в сельских школах. В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов комплектов из обучающихся начального общего образования. оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821–10). При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице. Вопросы связанные с малым количеством детей в школе и открытия классов в сельской школе должны решаться индивидуально в соответствии с решением местной администрации.

Классы, объединяемые в класс-комплект Количество обучающихся в классе-комплекте
1+3 8-10
1+2 8-10
1+4 8-10
2+3 10-12
2+4 10-15
3+4 10-15

Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы. Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Читайте также:  Спящий режим windows 7 отключить на клавиатуре

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса. Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821–10).

В соответствии с введением новых санитарных правил обучения лиц с ОВЗ вводится разграничение на комплектование классов для детей с различного рода особенностями.

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286–15)

Данная таблица дает четкие пределы, которые определяют количество обучающихся в классах при инклюзивном образовании и в специализированных классах.

Превышение пределов наполняемости классов не должно повлечь за собой нарушение права ребенка на получение образования и невозможности зачислить ребенка в образовательное учреждение.

Практикум

Формы для расчетов

Школы

Алгоритм составления сметы доходов и расходов образовательных учреждений

При составлении сметы доходов и расходов общеобразовательных учреждений необходимо:

Определить среднегодовое количество учащихся и классов (табл.1).

Располагая данными о количестве учащихся по классам в текущем году, выпуске и приеме учащихся, средней наполняемости классов, определить число учащихся и число классов на 1 сентября – планируемого года. Так, например, учащиеся II классов переходят в III, учащиеся III класса – в IV и т.д. Прием в I класс и перевод из IX в X приведены отдельно. Число классов определяется исходя из количества учащихся по классам и средней наполняемости классов. Среднегодовую численность учащихся (классов) определяется по формуле:

К1 – кол-во учащихся на 1 января; К2 – кол-во учащихся на 1 сентября

Произвести расчет учебных часов и педагогических ставок в планируемом году (табл. 2)

Число педагогических ставок определяется на основе двух показателей – числа учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Базисный учебный план определяет предельно допустимую нагрузку на учащихся в часах. Норма учебной нагрузки на учителя на ставку ЗП для начальной школы – 20 часов в неделю, для старших классов — 18 часов в неделю. Располагая данными о среднегодовом количестве классов (данные табл.1), нормами учебной нагрузки по классам, следует определить количество учебных часов в неделю на все классы. Количество педагогических ставок определяется делением количества учебных часов в неделю на все классы на педагогическую нагрузку на одну ставку.

Исчислить фонд оплаты труда школы в планируемом году (табл. 3).

Располагая данными о количестве педагогических ставок по группам классов (1-4, 5-9, 10-11) и средней ставке ЗП учителя, определить фонды ЗП воспитателей и административно-обслуживающего персонала.

Общий фонд оплаты труда исчисляется исходя из того, что тарифный фонд составляет 75%, а надтарифный фонд – 25% фонда оплаты труда.

Рассчитать затраты на приобретение услуг (табл. 4).

Исчислить расходы на питание и мягкий инвентарь в группах продленного дня (табл. 5).

6) Составить проект сметы доходов и расходов общеобразовательного учреждения,предварительно распределив затраты школы по экономической классификации расходов (табл. 6).

Все расчеты необходимо проводить с точностью до одной десятой.

Расчет среднегодового количества учащихся и классов

Текущий год Проект
На 1 января На 1 сен-тября Средне-годовое На 1 января На 1 сен-тября Средне-годовое
1. Количество классов, всего
в том числе:
1 классов
2 классов
3 классов
4 классов
Итого 1-4 классов
5 классов
6 классов
7 классов
8 классов
9 классов
Итого 5-9 классов
10 классов
11 классов
Итого 10-11 классов
2. Число учащихся, всего
в том числе:
1 классов
2 классов
3 классов
4 классов
Итого 1-4 классов
5 классов
6 классов
7 классов
8 классов
9 классов
Итого 5-9 классов
10 классов
11 классов
Итого 10-11 классов
Количество детей, посещающих группу продленного дня
Число групп продленного дня (ставок воспитателей)

Расчет учебных часов и педагогических ставок в планируемом году

Среднегодовое количество классов Количество учебных часов Количество педагогических ставок
в неделю на 1 класс на все классы
1 классов
2 классов
3 классов
4 классов
Итого 1-4 классов
5 классов
6 классов
7 классов
8 классов
9 классов
Итого 5-9 классов
10 классов
11 классов
Итого 10-11 классов

Расчет фонда оплаты труда школы в планируемом году

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector