No Image

Умное зарядное устройство версия 5

0 просмотров
10 марта 2020

Умное зарядное устройство версия 5 (УЗУ-5) для автомобильных аккумуляторных батарей (АБ) ёмкостью от 50 до 99 А*ч. Заряд осуществляется асинхронным апериодическим током: средний 5 А, импульсы (если они будут) ограничиваются 15 А, разряд 0,15 А. При тренировке разрядный ток 5 А. Напряжения заряда, разряда, поддержки вычисляются микроконтроллером в зависимости от температуры электролита (корпуса).

Зарядное устройство не требует никаких регулировок и присмотра, к сети УЗУ-5 само себя подключит только на период заряда. Умеет заряжать, поддерживать в заряженном состоянии сколь угодно долго, проводить тренировочный цикл и измерять емкость аккумулятора. Принципы заряда, дежурного режима, измерения емкости, тренировки и все защиты остались практически прежними, как в четвертой версии. Судя по комментариям и личной переписке около 30 человек уже собрали УЗУ-4 и пользуются им — это только те, у кого возникали вопросы. Кроме того, я изготовил и отправил Почтой России 9 плат индикации (А3) с комплектом прошитых микроконтроллеров. Обращались радиолюбители, которые пока еще не «дружат» с микроконтроллерами, но хотят и могут собрать это устройство. Вещь получилась хорошая,а конкретная ёмкость АБ лучше любого аккумуляторщика оценит его состояние и укажет дальнейшую судьбу.

Еще при отладке, а затем и в процессе эксплуатации появились мысли об улучшении и устранении некоторых недостатков УЗУ-4, а именно:

  • Если АБ имеет замыкание банки или совсем осыпались пластины УЗУ все равно будет его заряжать и пытаться «впихнуть» в него заряд. В итоге выкипает электролит, да еще и газы опасные выделяются. Решение: через 30 минут после включения проверяются симптомы замыкания банки, через 60 минут (или при достижении номинального напряжения) на индикаторе появится надпись «ПРОВ» и включится лампа разряда на 30 секунд – это проверка АБ на способность накапливать заряд. Если АБ не пройдет проверки, УЗУ отключится от заряда, напишет –АБ- и перейдет в экономный режим, периодически (раз в минуту) показывая напряжение и надпись –АБ-.
  • Плохое реагирование на кнопку переключения режимов. Решение: в УЗУ-5 кнопка предназначена только для установки тренировочного цикла. При нажатии моргнет светодиод «тренировка» — это значит, что УЗУ Вас поняло и после корректного завершения неотложных задач включит разряд.
  • Трансформатор включается и выключается механическим реле – хоть какая-то искра но проскакивает. Решение: бесконтактный выключатель на симисторе.
  • «Нежный» датчик температуры – один автолюбитель умудрился его растоптать. Решение: заключение термодатчика в медную (латунную, нержавеющую и т.п.) трубку или приобретение готового «водонепроницаемого» датчика.
  • При заряде дефектной АБ или малой емкости в какой-то период резко возрастает температура корпуса. Решение: в режиме заряда начиная со второго часа проверяется изменение температуры каждые 6 минут. Если рост составит более 2˚С УЗУ отключится, а на индикатор выведет «⁰⁰⁰⁰».
  • Для установки напряжения и тока при тестировании нужно подбирать резисторы. Решение: применены многооборотные подстроечные резисторы.
  • Соединение плат припаянными проводами неудобно при наладке, поиске и устранении ошибок монтажа или неисправностей. Разъёмы конечно снижают надежность, но очень удобно. Решение: модуль А3 полностью на разъёмах.
  • Нет индикации наличия сети. Были случаи неисправности в проводе, вилке, забывали вставить вилку в розетку. Решение: введен светодиод для индикации сетевого напряжения.

Схема получилась вот такая.

Стабилизатор напряжения LM2575Т-5.0 – экономный и более надежный.

Печатные платы выглядят так.

Да, я собрал его в апреле прошлого года. И с того времени "издеваюсь" над ним, самым длительным оказался процесс обучения распознавания АБ с замкнутой банкой или совсем изношенных, не способных накапливать заряд. Сложно предусмотреть абсолютно все варианты состояния аккумулятора и учесть их в программе, но всё что я мог придумать — реализовал.

Сообщения при самодиагностике и перегреве остались прежними:

Т1 – не годен силовой транзистор Т1 или цепи его управления;

А-А- — температура внутри УЗУ более 70 градусов. После устранения – возвращается в тот режим, из которого он попал сюда.

АВАР – нет сети, не включается трансформатор или он не годен, не годен диодный мост или ток заряда менее 0,15 А.

Размещено все в подходящем корпусе.

Термодатчик теперь выглядит так.

Наладка

Не устанавливая микроконтроллер в панельку проверяется:

  • Неправильное подключение аккумулятора – звуковой сигнал бузера и свечение ламп La1 и La2.
  • При правильном подключении и включении выключателя S2 проверяется наличие напряжения 5 вольт на 20 ножке панельки микроконтроллера, а на 3 ножке не более 4 вольт (регулируется (R8).
  • При подключении сетевой вилки зажигается светодиод «сеть».

Выключить S2, подключить вольтметр и амперметр и вставить микроконтроллер с тестовой прошивкой zar5test.

Переход на следующий пункт осуществляется кнопкой S1.

  1. После включения: температура, напряжение, самодиагностика: ( при неисправностях может появиться Т1 или АВАР). Проверка цепей индикации и самого индикатора: 80.00, 8.00, 0.80, 0.08
  2. Проверка светодиодов (кроме заряда): дозаряд, разряд, дежурю, тренировка, тренировка, дежурю, разряд, дозаряд …
  3. «НАПР», напряжение АБ и светодиод «дежурю».
  4. « ЗАР», включается заряд, светодиод «заряд» горит постоянно, светодиод «дозаряд» загорается периодически, ток заряда…
  5. «РАЗР», включается «разряд», ток разряда, светодиод «разряд».
  6. Проверяется работа термодатчика, индицируется температура. Расположить рядом R16 и DS18B20 и нагревать их феном (над паяльником, над утюгом). При температуре около 70 ˚С включится режим перегрева А-А-. Изменить можно подбором R15.
Читайте также:  Светильники экола gx53 отзывы

Подстроечными резисторами привести в соответствие показания УЗУ к показаниям приборов в пунктах 3, 4, 5. Чем точнее выставите эти параметры, тем точнее будет считаться емкость, качественнее заряжаться АБ, безопаснее будет работать всё устройство.

На видео ниже работа тестовой программы, но подстроечники я там не кручу — выставил все раньше.

Выключаем, вставляем микроконтроллер с прошивкой zar5.1 (или записываем в тестовый МК эту прошивку) и пользуемся.

На видео "работа" весь тренировочный цикл.

Через пару лет, а точнее после 12 включений режима «тренировка» нужно перепрошить МК. Без этого УЗУ сохранит все параметры зарядного устройства, но тренировка включаться не будет.

Для зарядного УЗУ-4 год назад я создал файл zar4.2 в котором можно снять ограничения. Пять радиолюбителей уже воспользовались им. Ссылки на видео о том, как это делается, можно найти в комментариях к статье о УЗУ-4 или http://mimik.esy.es/zar.html . Для УЗУ-5 уже тоже есть такой файл zar5.2, но он в PIC16F876А (в 873 пока не вмещается) и проходит всесторонние испытания. Надеюсь, что в течение месяца он будет готов.

Прошивки, печатные платы и видео прилагаются.

14 марта 2017 года в схему внесены изменения, а именно вывод № 4 МОС 3062 подключается к управляющему электроду симистора. Ошибка закралась в схему при подготовке к печати. На печатной плате ничего менять не нужно — там все верно.

Умное зарядное устройство версия 5 (УЗУ-5) для автомобильных аккумуляторных батарей (АБ) ёмкостью от 50 до 99 А*ч. Заряд осуществляется асинхронным апериодическим током: средний 5 А, импульсы (если они будут) ограничиваются 15 А, разряд 0,15 А. При тренировке разрядный ток 5 А. Напряжения заряда, разряда, поддержки вычисляются микроконтроллером в зависимости от температуры электролита (корпуса).

Зарядное устройство не требует никаких регулировок и присмотра, к сети УЗУ-5 само себя подключит только на период заряда. Умеет заряжать, поддерживать в заряженном состоянии сколь угодно долго, проводить тренировочный цикл и измерять емкость аккумулятора. Принципы заряда, дежурного режима, измерения емкости, тренировки и все защиты остались практически прежними, как в четвертой версии. Судя по комментариям и личной переписке около 30 человек уже собрали УЗУ-4 и пользуются им — это только те, у кого возникали вопросы. Кроме того, я изготовил и отправил Почтой России 9 плат индикации (А3) с комплектом прошитых микроконтроллеров. Обращались радиолюбители, которые пока еще не «дружат» с микроконтроллерами, но хотят и могут собрать это устройство. Вещь получилась хорошая,а конкретная ёмкость АБ лучше любого аккумуляторщика оценит его состояние и укажет дальнейшую судьбу.

Еще при отладке, а затем и в процессе эксплуатации появились мысли об улучшении и устранении некоторых недостатков УЗУ-4, а именно:

  • Если АБ имеет замыкание банки или совсем осыпались пластины УЗУ все равно будет его заряжать и пытаться «впихнуть» в него заряд. В итоге выкипает электролит, да еще и газы опасные выделяются. Решение: через 30 минут после включения проверяются симптомы замыкания банки, через 60 минут (или при достижении номинального напряжения) на индикаторе появится надпись «ПРОВ» и включится лампа разряда на 30 секунд – это проверка АБ на способность накапливать заряд. Если АБ не пройдет проверки, УЗУ отключится от заряда, напишет –АБ- и перейдет в экономный режим, периодически (раз в минуту) показывая напряжение и надпись –АБ-.
  • Плохое реагирование на кнопку переключения режимов. Решение: в УЗУ-5 кнопка предназначена только для установки тренировочного цикла. При нажатии моргнет светодиод «тренировка» — это значит, что УЗУ Вас поняло и после корректного завершения неотложных задач включит разряд.
  • Трансформатор включается и выключается механическим реле – хоть какая-то искра но проскакивает. Решение: бесконтактный выключатель на симисторе.
  • «Нежный» датчик температуры – один автолюбитель умудрился его растоптать. Решение: заключение термодатчика в медную (латунную, нержавеющую и т.п.) трубку или приобретение готового «водонепроницаемого» датчика.
  • При заряде дефектной АБ или малой емкости в какой-то период резко возрастает температура корпуса. Решение: в режиме заряда начиная со второго часа проверяется изменение температуры каждые 6 минут. Если рост составит более 2˚С УЗУ отключится, а на индикатор выведет «⁰⁰⁰⁰».
  • Для установки напряжения и тока при тестировании нужно подбирать резисторы. Решение: применены многооборотные подстроечные резисторы.
  • Соединение плат припаянными проводами неудобно при наладке, поиске и устранении ошибок монтажа или неисправностей. Разъёмы конечно снижают надежность, но очень удобно. Решение: модуль А3 полностью на разъёмах.
  • Нет индикации наличия сети. Были случаи неисправности в проводе, вилке, забывали вставить вилку в розетку. Решение: введен светодиод для индикации сетевого напряжения.
Читайте также:  Asus support device windows 10 драйвер

Схема получилась вот такая.

Стабилизатор напряжения LM2575Т-5.0 – экономный и более надежный.

Печатные платы выглядят так.

Да, я собрал его в апреле прошлого года. И с того времени "издеваюсь" над ним, самым длительным оказался процесс обучения распознавания АБ с замкнутой банкой или совсем изношенных, не способных накапливать заряд. Сложно предусмотреть абсолютно все варианты состояния аккумулятора и учесть их в программе, но всё что я мог придумать — реализовал.

Сообщения при самодиагностике и перегреве остались прежними:

Т1 – не годен силовой транзистор Т1 или цепи его управления;

А-А- — температура внутри УЗУ более 70 градусов. После устранения – возвращается в тот режим, из которого он попал сюда.

АВАР – нет сети, не включается трансформатор или он не годен, не годен диодный мост или ток заряда менее 0,15 А.

Размещено все в подходящем корпусе.

Термодатчик теперь выглядит так.

Наладка

Не устанавливая микроконтроллер в панельку проверяется:

  • Неправильное подключение аккумулятора – звуковой сигнал бузера и свечение ламп La1 и La2.
  • При правильном подключении и включении выключателя S2 проверяется наличие напряжения 5 вольт на 20 ножке панельки микроконтроллера, а на 3 ножке не более 4 вольт (регулируется (R8).
  • При подключении сетевой вилки зажигается светодиод «сеть».

Выключить S2, подключить вольтметр и амперметр и вставить микроконтроллер с тестовой прошивкой zar5test.

Переход на следующий пункт осуществляется кнопкой S1.

  1. После включения: температура, напряжение, самодиагностика: ( при неисправностях может появиться Т1 или АВАР). Проверка цепей индикации и самого индикатора: 80.00, 8.00, 0.80, 0.08
  2. Проверка светодиодов (кроме заряда): дозаряд, разряд, дежурю, тренировка, тренировка, дежурю, разряд, дозаряд …
  3. «НАПР», напряжение АБ и светодиод «дежурю».
  4. « ЗАР», включается заряд, светодиод «заряд» горит постоянно, светодиод «дозаряд» загорается периодически, ток заряда…
  5. «РАЗР», включается «разряд», ток разряда, светодиод «разряд».
  6. Проверяется работа термодатчика, индицируется температура. Расположить рядом R16 и DS18B20 и нагревать их феном (над паяльником, над утюгом). При температуре около 70 ˚С включится режим перегрева А-А-. Изменить можно подбором R15.

Подстроечными резисторами привести в соответствие показания УЗУ к показаниям приборов в пунктах 3, 4, 5. Чем точнее выставите эти параметры, тем точнее будет считаться емкость, качественнее заряжаться АБ, безопаснее будет работать всё устройство.

На видео ниже работа тестовой программы, но подстроечники я там не кручу — выставил все раньше.

Выключаем, вставляем микроконтроллер с прошивкой zar5.1 (или записываем в тестовый МК эту прошивку) и пользуемся.

На видео "работа" весь тренировочный цикл.

Через пару лет, а точнее после 12 включений режима «тренировка» нужно перепрошить МК. Без этого УЗУ сохранит все параметры зарядного устройства, но тренировка включаться не будет.

Для зарядного УЗУ-4 год назад я создал файл zar4.2 в котором можно снять ограничения. Пять радиолюбителей уже воспользовались им. Ссылки на видео о том, как это делается, можно найти в комментариях к статье о УЗУ-4 или http://mimik.esy.es/zar.html . Для УЗУ-5 уже тоже есть такой файл zar5.2, но он в PIC16F876А (в 873 пока не вмещается) и проходит всесторонние испытания. Надеюсь, что в течение месяца он будет готов.

Прошивки, печатные платы и видео прилагаются.

14 марта 2017 года в схему внесены изменения, а именно вывод № 4 МОС 3062 подключается к управляющему электроду симистора. Ошибка закралась в схему при подготовке к печати. На печатной плате ничего менять не нужно — там все верно.

после чтения форумов остановился на этих моделях
—СОРОКИН 12,94 (3000 рублей)
—BERKUT SMART POWER SP-4N (2600 рублей)
—Bosch C3 (3200 рублей)
—ЛБ-Электро BL1204 (1700-2570 рублей в зависимости от кол-ва)

Все эти ЗУ умеют десульфотацию делать.

Зарядное устройство 12.94 (ЗУ) предназначено для обслуживания и зарядки 12-вольтовых и 6-вольтовых аккумуляторных батарей, используемых в легковых автомобилях, мотоциклах, садовой технике и т.п.
Данное устройство является полностью автоматическим и имеет поэтапный режим зарядки в 9 стадий. Зарядное устройство безопасно для электроники транспортного средства и может быть подключено к АКБ, установленной на транспортном средстве, в течение длительного периода времени, для зимнего хранения и круглогодичного использования.
Устройство снабжено программой быстрого и бережного заряда, а также памятью последнего режима заряда при отключении питания.
ЗУ имеет комплектацию, позволяющую осуществлять несколько вариантов его подключения для зарядки АКБ, а именно: контакты-крокодилы, штекер в прикуриватель, кольцевые клеммы для штатной установки.

Портативное универсально зарядное устройство BERKUT(Беркут) SMART POWER SP-4N предназначено для зарядки всех типов аккумуляторных батарей, которые применяются на различных транспортных средствах. Технические характеристики устройства позволяю обеспечить ток заряда, равный 14,4-14,7В.

Читайте также:  Аккумулятор хилти не заряжается

Питание ЗУ организуется от бытовой сети переменного тока 220В 50(60)Гц. Отличительной особенность данной модели является возможность выполнения зарядки АКБ через гнездо прикуривателя автомобиля, при помощи контактов-«крокодилов», либо с использованием кольцевых клемм.

Также следует выделить возможность эксплуатации зарядного устройства в одном из четырех режимах работы. Поимо обычных режимов зарядки (14,4В/ 1A и 14,4В/ 4A) имеется еще и режим «зима». В этом случае SP-4N может применяться для работы с аккумуляторными батареями в условиях, когда температура окружающего воздуха равна 5 градусов и ниже. Специальный режим «десульфатация» позволяет производить восстановление АКБ путем увеличения выходного напряжения до величины 17В.

Технические характеристики:
Для аккумуляторных батарей транспортных средств: 12 Вольт
Поэтапный режим работы: 9 Стадии зарядки
Максимальный зарядный ток: 4A
Подключение в бытовую сеть: 220 Вольт
4 режима работы включая Десульфатацию и Зимняя зарядка
Влагостойкий корпус устройства

SMART POWER SP- 4N заряжает любую кислотно-свинцовую батарею в 9 стадий:
СТАДИЯ 1 – ДИАГНОСТИКА — проверяет способность АКБ принимать заряд . В случае неисправности, загорается LED «ОШИБКА».
СТАДИЯ 2 – ВОССТАНОВЛЕНИЕ БАТАРЕИ — зарядка малыми токами, LED «ЗАРЯДКА» – светится. (устройство поддерживает минимальный ток зарядки для первоначального восстановления емкости батареи).
СТАДИЯ 3 – МЯГКИЙ СТАРТ -зарядка малыми токам с плавным увеличением напряжения, LED «ЗАРЯДКА» – светится.
СТАДИЯ 4 – ПУЛЬСИРУЮЩИЙ РЕЖИМ — АКБ получает импульсы большого тока, для восстановления свойств батареи, LED «ЗАРЯДКА» – светится.
СТАДИЯ 5 – РЕЖИМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ — подготовка АКБ к основному заряду, LED «ЗАРЯДКА» – светится.
СТАДИЯ 6 – ОСНОВНОЙ ЗАРЯД — заряжает от 20% до 70%, LED «ЗАРЯДКА» – светится.
СТАДИЯ 7 – АБСОРБЦИЯ – заряжает от 70% до 95 %, LED «ЗАРЯДКА» – светится. (устройство постепенно снижает ток зарядки, исключая перезаряд).
СТАДИЯ 8 – КОНТРОЛЬ — контролирует способность АКБ удерживать заряд, LED «100%» – светится. (устройство контролирует напряжение АКБ).
СТАДИЯ 9 – СБЕРЕГАЮЩИЙ РЕЖИМ — заряжает от 95% до 100 %, LED «100%» – светится. (автоматическая дозарядка малыми пульсирующими токами, отключение при 100%-ом заряде, исключает перезаряд).

Характеристики:
Зарядное устройство Bosch C3 имеет 4 режима зарядки для различных видов аккумуляторов в зависимости от степени разряда . Устройство автоматически выбирает вариант режима, что обеспечивает более эффективную зарядку аккумуляторной батареи.

1. Стандартная зарядка: Для восстановления работоспособности АКБ
2. Импульсная зарядка: Для оптимизированной зарядки аккумуляторной батареи при глубоком разряде.
3. Автоматически активирует при напряжении батареи между 7,5В и 10,5В.
4. Зарядка аккумуляторной батареи в холодном состоянии.

Другие функции:
— функция памяти настроек. При отключении от электропитания прибор сохраняет последние настройки. При использовании его для зарядки одного и того же аккумулятора достаточно подключить ЗУ к розетке для начала зарядки.
— кабель оснащен съемным разъёмом для вкючения/отключения
— защита от короткого замыкания: Прибор оснащен автоматической защитой от короткого замыкания при неправильном присоединении. В случае возникновения данной ситуации загорается сигнальный светодиод и
зарядное устройство автоматически отключается.

Преимущества зарядного устройства Bosch C3:
— универсальное устройство – предназначено для работы с любыми аккумуляторными батареями для легковых, малых коммерческих автомобилей, мототехники и других транспортных средств и механизмов.
— предназначается для зарядки всех кислотно-свинцовых типов аккумуляторных батарей: AGM, гелевые, с жидким электролитом.
— автоматическое управление процессом зарядки внутренним процессором
— высокая интерактивность благодаря простому и разборчивому интерфейсу
— обеспечивает 100% уровень зарядки аккумуляторной батареи.
— безопасная эксплуатация благодаря встроенным защитам от короткого замыкания и перегрева.

Основные особенности устройства
Компактное, мощное, экономичное, простое и удобное в использовании.
Заряжает все типы свинцово — кислотных АКБ.
Широкий диапазон ёмкостей АКБ. 12В.; 1,2Ач.-85Ач.- заряд, до 120 Ач. — подзаряд и обслуживание.
Автоматическая установка величины зарядного тока.
Ускоренный заряд. (Для диапазона ёмкостей 1,2 — 15 Ач.)
Автоматический учёт изменения внутренних параметров АКБ (внутреннее сопротивление, температура, степень сульфатации и др.) и автоматическая корректировка зарядного тока в процессе заряда.
Автоматическая функция десульфатации (ДСФ). Режим "снежинка" (заряд при повышенном напряжении). Позволяет заряжать холодные АКБ, а также устранять расслоение электролита в глубоко разряженных АКБ.
Хранение заряженного АКБ в буферном режиме.
Устройство снабжено функцией безискрового подключения и отключения АКБ, что значительно повышает взрывобезопасность при проведении работ по заряду и обслуживанию АКБ.
Предварительная оценка уровня заряда батареи (без подключения к сети).
Устройство содержит встроенный коммутатор выходных проводов, защищающий от переполюсовки при подключении АКБ, короткого замыкания и искрения (отсутствует напряжение на выходных зажимах, если не подключена АКБ).
Устройство защищено от превышения предельной температуры внутри корпуса.
Автоматический перезапуск программы заряда в случае перебоя в питании и срабатывания температурной защиты.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector