No Image

Электронное правительство в японии

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Электронная Япония (яп. E-ジャパン ) — правительственная IT-инициатива, выдвинутая в своей речи премьер-министром Ёсиро Мори перед Парламентом 21 сентября 2000.

Суть [ править | править код ]

Главными направлениями деятельности были объявлены:

  • Выдвижение законопроекта основного закона об информационных технологиях параллельно с выдвижением законопроекта по внесению поправок в другие законы, что сделают обязательным выпуск документации по финансовым транзакциями в частном секторе и др.
  • Формулирование национальной IT-стратегии
  • Продвижение инициатив по развитию широкополосного Интернет-доступа, снижению его стоимости и повышению удобства использования
  • Делёж информацией мониторингом в реальном времени статистики по выполнению мер по развитию IT
  • Ускоренное создание электронного правительства, компьютеризация школьного образования и разработка систем, интегрирующиз телекоммуникации и системы вещания
  • Подключение к широкополосному Интернету школ и госучреждений, национальная кампания по пропаганде использования Интернета всеми гражданами
  • Поощрение разработки инфоконтента, улучшение удобств людей и повышение их довольства (Интернет-Ярмарка 2001 должна была послужить трамплином)

Принятый закон назывался Законом «О создании продвинутого информационно-телекоммуникационного общества» (яп. 高度情報通信ネットワーク社会形成基本法 ), а 6 января 2001 Центром по IT-стратегии была сформулирована национальная IT-стратегия.

Развитие Интернета-доступа с целью повышения удобства услуг и снижения цен легло на частный сектор, а особенно на провайдер Yahoo! BB с его стратегией массовых подключений и диал-апинга.

Интернет-Ярмарка была проведена под руководством директора агентства экономического планирования Сакайя Таити (поскольку в то время правительство успело подать в отставку, руководство передали министру экономической и налоговой политики Хэйдзо Такэнака, при этом правительство выразило гордость за то, что ярмарка улучшила восприятие Интернета японцами, но выразило сомнение в затратах в ¥11 млрд. на её проведение.

Ещё до выдвижения инициативы августе 1994 был создан Стратегический центр по продвижению продвинутого информационно-телекоммуникационного общества (яп. 高度情報通信ネットワーク社会推進戦略本部 ) с целью построения современного информационно-телекоммуникационного общества в Японии как часть международных усилий по информатизации и компьютеризации.

7 июля 2000 в Японии во время проходящей всемирно т.н. IT-революции в Правительстве был создан Центр IT-стратегии (яп. IT戦略本部 ), он же Стратегический центр информационно-коммуникационных технологий (яп. 情報通信技術戦略本部 ), деятельность которого была направлена на трансформацию Японии в глобально кокурентоспособную IT-нацию, плодами чего смогли бы воспользоваться и простые японцы. Он же стал проводить правительственные Собрания по IT-стратегии (яп. IT戦略会議 )

27 ноября были приняты основные принципы стратегии, 29 ноября был принят Основной закон «О создании продвинутого информационно-телекоммуникационного общества» (яп. 高度情報通信ネットワーク社会形成基本法 ), он же просто «Основной закон об IT» (яп. IT基本法 ) и при правительстве по этому закону был создан Центр IT-стратегии.

22 января им была сформулирована стратегия «Электронная Япония», звучавшая так:

Япония должна принять реалистичные революционные меры, как можно скорее воплотив в жизнь общество знаний, в котором каждый гражданин использует информационно-телекоммуникационные технологии, т.е. IT, наслаждаясь предлагаемыми ими преимуществами. Основываясь на принципах рыночной экономики, мы создадим такой инвестиционный климат, где в полной мере частный сектор сумеет проявить себя, за 5 лет намереваясь превратить нас в самую продвинутую в IT нацию.

Приоритетными направлениями деятельности стали:

  • Развитие инфраструктуры широкополосного доступа в Интернет на скоростях 30-100 мбит/с за 5 лет по низким ценам, доступным всем гражданам.
  • Развитие электронной коммерции
  • Построение электронного государства
  • Улучшение развития человеческих ресурсов
Читайте также:  Hpusagetracking в автозагрузке что это

29 марта на основе этих принципов была принята система ежегодных Планов приоритетных начинаний программы «Электронная Япония». Первый ежегодный план из 5 пунктов на 2002 был принят 26 июня 2001.

Содержание

2018: Внедрение системы выборов с использованием блокчейна

В Японии внедряется инновационная система онлайн-голосования с использованием технологии блокчейн. Об этом 3 сентября 2018 года сообщило японское издание Japan Times.

Цукуба, известный как научно-исследовательский центр Японии, стал первым городом в стране Восходящего солнца, опробовавшим новую систему. Пока что муниципальные власти используют ее для отбора наиболее интересных для граждан предложений для социально значимых проектов.

Человек может проголосовать за тот или иной пункт с помощью компьютерного дисплея. Предварительно для подтверждения своей личности голосующему необходимо поместить в считывающее устройство идентификационную карту «Мой номер» с 12-значным номером (японский аналог номера социального страхования и ИНН). Технология блокчейн используется для предотвращения фальсификации и считывания данных голосования.

Мэр Цукуба Тацуо Игараси (Tatsuo Igarashi) положительно оценил инновационную систему. После голосования он заявил, что ожидал гораздо более сложной процедуры, однако на деле все оказалось максимально просто.

Вместе с тем, обозревателям Japan Times стало известно о некоторых технических проблемах. В частности, несколько человек забыли свои пароли для голосования, из-за чего не смогли отдать свои голоса. Кроме того, во время процедуры было трудно понять, учтен ли голос или еще нет.

В комментарии изданию профессор Университета Тохоку Казунори Кавамура (Kazunori Kawamura) отметил, что из-за боязни ошибок административным органам и избирательным комиссиям страны будет затруднительно внедрять такого рода системы голосования. По мнению специалиста, сначала новая технология должна доказать свою надежность, для чего ее можно протестировать при организации голосования для граждан Японии, проживающих за пределами страны. [1]

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот.

Кобаяси Исса

В рамках cтажировки, организованной Школой IT-менеджмента Экономического факультета РАНХиГ при содей­ствии International Academy of CIO Japan и Ассоциации CIO Японии, мне довелось побывать в Японии и пообщаться с руководителями национального проекта информатизации. Занимаясь вопросами информатизации в Республике Коми и постоянно сталкиваясь с целым рядом, казалось бы, чисто российских проблем, я ожидал увидеть в воплощенном виде то, что здесь, у себя, мы создаем с таким трудом.

Мы представляем себе Японию как страну, на многие годы обогнавшую нас в области информационных технологий, как ориентир в информационном обществе. И во многом это действительно так. Удивительным оказывается другое. Как только мы переходим от технологий к их практическому применению в государственном управлении, мы вдруг неожиданно для себя понимаем, что здесь разница не столь существенна и проблемы у наших стран, столь сильно различающихся по технологическому уровню, в этой области очень похожи.

Читайте также:  Можно ли вернуть деньги за покупку

Причина проста. Высокие технологии сами по себе не могут решать задачи управления. Можно использовать новейшие протоколы связи, многоядерные процессоры, «облачные вычисления», но это не решит проблем межведомственного взаимодействия и сопротивления системы изменениям.

Возьмем пример из области здравоохранения. В Японии много маленьких больниц, где врач сам является управляющим. В такой больнице есть один врач и одна медсестра. Причем врач зачастую — человек преклонного возраста. Надо заметить, что многие японские врачи, особенно старые и опытные, пишут рецепты ручкой на бумаге, почему-то на немецком языке. И несмотря на миф о всеобщей компьютеризации японского общества, эти люди с большим трудом осваивают компьютер. Понятно, что уровень сопротивления внедрению новых информационных технологий в этой среде очень высок. Так же, как и в России. И то, что без особых проблем может быть реализовано в крупных медицинских центрах, оказывается неимоверно трудным для традиционных больничных сетей.

Вернемся к государственному управлению. Административная реформа в Японии — процесс, стартовавший в 80—90-х гг. XX в. и по своей сложности и запутанности не уступающий российской административной реформе. Не зря в литературе процесс этот был обозначен как «грандиозный по масштабам, сложный по содержанию и исторический по значимости». Кстати, по мнению многих специалистов одной из особенностей японской системы государственного управления являлось то, что она была куда ближе к искусству, чем к науке.

Наиболее революционные процессы, касающиеся административной реформы, проходят в сфере информатизации методов управления. И один из ключевых аспектов этой деятельности — организация системы взаимодействия всех государственных органов. Программа «Электронная Япония» («e-Japan») стартовала в 2001 г., причем презентовавший ее бывший вице-премьер Мори признался, что до июня 2000-го он ни разу не прикасался к клавиатуре компьютера. План внедрения электронного правительства в Японии был разработан только к августу прошлого года. До этого в каждом государственном органе был свой чиновник, отвечавший за информатизацию и связь, что приводило к крайне неэффективной работе (по оценке самих государственных чиновников). Эффект «лоскутного одеяла», когда информационное пространство строится из слабо сопрягающихся между собой информационных систем, характерен для большинства стран и практически не зависит от уровня технологического развития. Хотя если присмотреться внимательно, можно разглядеть парадоксальную ситуацию: чем выше уровень развития, тем больше степень разобщенности, тем более разнообразны лоскутки.

И еще один момент. Наличие множества высокотехнологичных решений и технологий приводит к возникновению серьезных рисков. «Используйте только те технологии, которые вам известны. Новые технологии, конечно, очень привлекательны, но они содержат в себе риск», — говорят японцы.

Вернемся к сравнению. Если посмотреть на Россию, мы увидим ситуацию, аналогичную японской (каким бы странным это ни казалось). Программа «Электронная Россия» стартовала в 2002 году. Как и «электронная Япония», эта программа была в первую очередь нацелена на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры. Не будем спорить, что реализация программы в Японии была куда более эффективна, чем в России. «Электронное государство» в обеих странах было призвано внедрять в жизнь передовые технологии, создавать инфраструктурную основу. Но прошло время, и выяснилось, что этого недостаточно. Наисовременнейший вычислительный центр может сгореть от керосиновой лампы, забытой ночным сторожем. Система электронного документооборота может передавать поток никому не нужных документов. Автоматизация хаоса приводит к тому, что хаос становится еще более хаотичным. В результате следом за «электронной страной» появляются задачи создания «электронного правительства» именно как среды взаимодействия организаций, органов власти, граждан, бизнеса.

Читайте также:  Lg g2 d802 белый

Руководители подразделений министерства общих дел Японии, отвечающие за создание электронного правительства, обозначили три цели этой работы. Во-первых, обеспечение более простого и эффективного управления. Во-вторых, обеспечение доступа граждан к правительству — как к услугам и функциям, так и к информационным ресурсам. И в-третьих, обеспечение прозрачности работы государственных органов, создание чувства сопричастности к работе государства у каждого гражданина страны. И тут хочется вспомнить принципы, заложенные в Концепцию информатизации Республики Коми: «Уважение, уверенность, удобство». Взаимное уважение власти и граждан; уверенность населения в завтрашнем дне и уверенность власти в стабильном развитии; удобство граждан, удобная и комфортная жизнь в своей стране. Именно эти три принципа обеспечиваются информатизацией общества, развитием электронного правительства.

Есть и еще одна общая проблема. По мнению самих руководителей процесса информатизации, проходящего в рамках административной реформы в Японии, имеется явный недостаток кадров, хорошо разбирающихся в ИТ. И здесь речь идет не о том, что старшее поколение с трудом воспринимает новые технологии. Молодежь прекрасно умеет включать компьютер, использовать скайп, общаться в блогосфере. Речь о том, что хорошие, опытные CIO — редкость в любой стране, на какой бы ступени технологического развития она ни находилась. Понимание разнородных процессов, умение «идти по лезвию бритвы», анализировать и синтезировать, прогнозировать результаты… Необходимы люди, которые обеспечивали бы связь между управлением реформами и политикой государственного управления (или управлением предприятием в случае бизнеса). Необходимы люди, которые были бы владельцами этих процессов. А научиться этому на порядки сложнее, чем освоить использование самых высоких технологий.

Что мы видим в результате? Процессы построения информационного общества и электронного правительства в России и в Японии во многом схожи. Обе страны, несмотря на существенный разрыв в уровне технологического развития, имеют одинаковые проблемы. Способы решения этих проблем в целом тоже одни и те же. И наконец, пути к достижению цели у нас также похожи.

Относительно эпиграфа к этой статье. Хокку (жанр японской поэзии) Кобаяси Иссы, возможно, имеет «двойное дно». Согласно японской легенде улитка, доползшая до вершины Фудзиямы и достигшая своей цели, становится небесным драконом.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector