No Image

Тестовый сигнал для акустики

СОДЕРЖАНИЕ
27 просмотров
10 марта 2020

Аудиодоктор FSQ 2 (Аудиодоктор-2)

В 2006 году журнал "АВТОЗВУК" выпустил вторую версию диска с тестовыми фрагментами. Вторая версия содержала те же 16 дорожек для тестирования и настройки аудиооборудования к которым были добавлены дополнительные дорожки для более тонкой настройки.

Ну и для большего понимания что это такое приводится копия сопроводительного текста с тестовому диску "Аудиодоктор FSQ 2", позволяющее более точно настроить акустические системы и усилительный комплекс.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ ТЕСТОВОГО ДИСКА "АУДИОДОКТОР-2", ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ПРОВЕКИ И НАСТРОЙКИ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И АУДИОАППАРАТУРЫ:

Своё название этот диск получил самым логичным образом. Дело не только в том, что это — новая редакция самого популярного у нас в стране "тестово-настроечного" компакт-диска. Новая редакция диска с тестовыи сигналами для проверки акустики состоит из двух совершенно независимых частей. Да и составители у них разные. У части первой это — Дмитрий Свобода, у второй — Андрей Елютин.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Судя по многочисленным отзывам, мы недооценили уровень компетентности наших читателей. Первый "АудиоДоктор" был сделан на базе судейского диска "Car Audio FSQ" c некоторыми упрощениями. Так, между дорожками нами были увеличены паузы, чтобы оставить побольше времени для анализа услышанного. Непростые для восприятия треки для проверки фазировки звукового тракта на низких, средних и высоких частотах мы записали повторяющимися по два раза.

Во второй редакции "АудиоДоктора" было решено от этого отказаться и вернуться к той форме, которая заложена в оригинальный тестовый диск FSQ. Поэтому "АудиоДоктор-2" рассчитан на достаточно опытных слушателей, какими, видимо, и являются большинство наших читателей. Сама подборка тестовых дорожек не изменилась, поскольку оригинальный диск за шесть лет "дошлифован" до общепризнанно надёжного и проверенного инструмента для оперативной акустической экспертизы. Однако для пущего удобства и универсальности при настройке звукового тракта мы решили добавить несколько технических дорожек. Содержание первых 14 треков изменений не претерпели, и здесь мы относим читателя к опубликованному на Интернет-сайте журнала буклету к первому "АудиоДоктору".

Из описания АудиоДоктор FSQ 1
Хотелось бы, однако, и к этим дорожкам сделать некоторые комментарии. Мы уже упоминали нюанс на треке 10 (таймер 1:07), где барабанщик случайно слегка задел локтем тарелку, но тут же, чтобы она не зазвенела, зажал её рукой. Зазвенеть она успела, совсем коротко и так тихо, что услышать это можно только на звуковом тракте с очень высоким музыкальным разрешением. Потому-то мы и оставили этот звук на фонограмме, чтобы использовать его как тестовый.
Судяпо письмам читателей, свои задачи данный фрагмент решает более чем успешно. В Красноярске, к примеру, двое аудиофилов с помощью "АудиоДоктора" на глазах у изумлённых продавцов устроили "смотр-конкурс" выставленной на прилавке аудиоаппаратуры. Из широкого ассортимента предлагаемой там техники только несколько образцов обладали действительно высокой детальностью. Кстати, не самые дорогие изделия… Ещё одна "изюминка" этой фонограммы (таймер 1:47) — едва слышный звук вскакивающего барабанщика. Запись тогда была долгой и непростой, и после этого, удачного дубля музыкант, отработав последние удары по тарелкам, вскочил, полный музыкального экстаза. Это место оказалось в самом конце фонограммы и легко могло быть вырезано микшером при сведении. Но мы решили и этот звук оставить как тестовый. И если на нормальном уровне громкости вы слышите оба этих звука, можете вполне обоснованно гордиться своей аппаратурой. Что ещё "запрятано" в уже знакомых вам дорожках? Небезызвестная фонограмма №9 состоит из "перемещающегося" слева направо барабана и служит для определения линейности ширины звуковой сцены. Но эту же запись очень удобно использовать для оценки переходного затухания между каналами звукового тракта, параметра очень важного, но незаслуженно обходимого вниманием. Если при перемещении барабана вправо в тех местах, откуда он только что звучал, слышны послезвучия, насторожитесь — это может быть признаком недостаточного переходного затухания. Если отголосок седьмого удара (самого правого) слышен не только на месте четвёртого (центрального), но и самого первого (левого), то переходное затухание явно недостаточно, стереокартина будет смазанная и ненатуральная. Основным источником этого дефекта звукового тракта является усилитель мощности. И ещё об этой дорожке. Малый барабан, который в ней звучит, конструктивно оснащён натянутыми снаружи нижнего пластика металлическими пружинами (их обычно от четырёх до шести). Они, разумеется, вносят свою лепту в звучание, отчего частотный диапазон этого инструмента простирается вплоть до самых верхних частот. Опытные эксперты FSQ по этому звучанию барабана могут достаточно быстро и точно оценить АЧХ звукового тракта. Потренируйтесь, может, и вам это удастся… По части оценки переходного затухания и плюс к этому склонности усилителя к самовозбуждению есть ещё один совет. Если на свип-тоне, воспроизводимом в одном канале (дорожки 5 и 6), в другом канале (где нет сигнала) прослушиваются посторонние звуки, то у вас проблемы, можно ожидать грязного, модулированного характера звучания и искажения звуковой перспективы. Это — следствие неважного переходного затухания между каналами и самовозбуждения усилителей. Первое — бич сделанных наспех усилителей, где звуковой сигнал проникает в соседний канал по цепям общего питания или из-за неграмотной разводки печатных плат. А самовозбуждение — это уже недобросовестная схемотехника. В самом неприятном случае спонтанное самовозбуждение (обычно на ВЧ) может даже выжечь твитер.

Теперь о технических дорожках.

Трек 15запись некоррелированного розового шума в обоих каналах. Шум — процесс случайный, и в этой фонограмме процессы в каналах идут независимо друг от друга. На слух такой шум воспринимается как звуковое облако внушительных размеров, висящее в воздухе. В первой редакции "АудиоДоктора" эта дорожка тоже была, но с синфазным розовым шумом. Теперь коррелированный розовый шум записан на дорожке 16 в фазе и в противофазе. В данном случае сигнал в стереоканалах одинаков, синфазный шум должен фокусироваться между громкоговорителями, а противофазный — размазываться в пространстве, норовя "прилипнуть" к акустике одного или другого канала, какой оказался ближе.
На дорожках 17 и 18 записан розовый шум, отфильтрованный ФВЧ с частотой среза 500 Гц, отдельно для левого и правого каналов. Практика показала: бывает, что в стереорежиме фазировка раздельно на ВЧ, СЧ и НЧ (дорожки 2 — 4) даёт обнадёживающие результаты, а прослушивание выявляет некоторую ненатуральность звучания. Это может быть из-за того, что в левом или правом канале НЧ и ВЧ-излучатели несфазированы между собой. Для более точной локализации низкочастотных стояков при размещении левой и правой акустических систем в домашних помещениях служат дорожки 19 и 20. Они же могут быть использованы при настройке стереофонических сабвуферов в car audio (такое бывает). Треки полностью аналогичны дорожке 7, но записаны раздельно для левого и правого каналов.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРОВЕРКА СЛУХА

Ещё в Писании сказано: "Врачу, исцелися сам". Для желающих (заставлять никого не станем) мы дополнили инструментарий для настройки звуковых систем набором специальных аудиотреков для оценки заметности тех или иных искажений звукового сигнала или же способности слушателя их заметить. Специально обработанные сигналы для этой части диска по большей части разработаны американцем Арнольдом Крюгером как часть его исследований методик слепого сравнительного прослушивания. Дорожки очень короткие, для того, чтобы полностью исключить фактор кратковременности слуховой памяти, но их — много, поэтому для удобства работы мы записали на этот диск CD-text, и содержание каждой дорожки выводится на дисплей (если это предусмотрено у вашей техники) в сокращённо-условном виде. При описании дорожек мы будем приводить её обозначение на дисплее при проигрывании. Степень заметности искусственно введённых в фонограммы искажений зависит от их величины и природы и варьируется от "очень легко" до "почти невозможно". Это, имеется в виду, при условии безукоризненно работающего тракта и весьма талантливого слушателя. При желании, экспериментируя с разными трактами (и/или разными слушателями), можно многое узнать и о тех, и о других. Особенно увлекательными становятся коллективные упражнения с проверочными фрагментами, когда один из слушателей составляет "слепую" часть аудитории, это составители проверили и на себе, и на тех, кто попался под руку. Укрупнённо материалы для "проверки слуха" разбиты на три группы: частотные искажения различного механизма, нелинейные искажения и шумы.

На дорожках 22-26 записана фонограмма, состоящая из двух серий ударов в кастаньеты. В каждой паре первая дробь — исходная запись, а вторая — сделанная через фильтр нижних частот с очень большой крутизной. Вам предлагается оценить свою способность замечать ограничение полосы пропускания звукового тракта сверху.

Дорожка 22 частота среза 5 кГц LP 5 kHz очень легко
Дорожка 23 частота среза 9 кГц LP 9 kHz легко
Дорожка 24 частота среза 12 кГц LP 12 kHz труднее
Дорожка 25 частота среза 15 кГц LP 15 kHz трудно
Дорожка 26 частота среза 18 кГц LP 18 kHz очень трудно

Дорожка 27, как и 21 до неё, использована для паузы между разделами и вывода информации о предстоящем разделе на дисплей. На дорожках 28-31 записано по две серии ударов в рабочий барабан. В каждой такой паре первая серия — исходная, референсная, вторая — записана через ФВЧ с разной частотой среза. Частоты откровенно низкие (некоторые — неприлично низкие), однако по-настоящему опытные слушатели это ловят, им для счастья требуется тракт с широкой полосой по низким частотам.

Дорожка 28 частота среза 50 Гц HP 50 Hz легко
Дорожка 29 частота среза 32 Гц HP 32 Hz труднее
Дорожка 30 частота среза 20 Гц HP 20 Hz трудно
Дорожка 31 частота среза 10 Гц HP 10 Hz почти невозможно

Дорожка 32 выводит на дисплей надпись "TILT DOWN". Это — вот что: взят аккорд на медных духовых. На каждом треке он сначала играется в исходном виде, а потом — после прохождения через тракт с частотной характеристикой, имеющей равномерный подъём к нижним частотам и такой же равномерный спад — к верхним. Типа — наклонная прямая, наклон, который вы заметите, будет означать чувствительность вашего слуха к перекосу общего тонального баланса.

Читайте также:  Navien ace не греет воду

Дорожка 33 +5 дБ на 20 Гц, -5 дБ на 20 кГц Down 10 dB легко
Дорожка 34 +2 дБ на 20 Гц, -2 дБ на 20 кГц Down 4 dB труднее
Дорожка 35 +1 дБ на 20 Гц, -1 дБ на 20 кГц Down 2 dB трудно
Дорожка 36 +0,5 дБ на 20 Гц, -0,5 дБ на 20 кГц Down 1 dB почти невозможно

На следующих дорожках наклон АЧХ противоположный, с подъёмом к верхним частотам (TILT UP). Обратите внимание: при той же величине частотных искажений степень заметности будет иной.

Дорожка 38 -5 дБ на 20 Гц, +5 дБ на 20 кГц Up 10 dB очень легко
Дорожка 39 -2 дБ на 20 Гц, +2 дБ на 20 кГц Up 4 dB легко
Дорожка 40 -1 дБ на 20 Гц, +1 дБ на 20 кГц Up 2 dB труднее
Дорожка 41 -0,5 дБ на 20 Гц, +0,5 дБ на 20 кГц Up 1 dB трудно

Дорожки 43-46 иллюстрируют заметность глубоких провалов в АЧХ. Из исходной фонограммы вырезана (цифровым режектором с затуханием -100 дБ) полоса частот с центром на 4 кГц. Ширина вырезанной полосы — разная, как и степень заметности подобного вандализма.

Дорожка 43 ширина полосы 1/2 октавы -1/2 oct. очень легко
Дорожка 44 ширина полосы 1/3 октавы -1/3 oct. легко
Дорожка 45 ширина полосы 1/6 октавы -1/6 oct. труднее
Дорожка 46 ширина полосы 1/12 октавы -1/12 oct. трудно

На дорожках 48-51 на АЧХ создан всплеск постоянной высоты (+6 дБ) с разной шириной.

Дорожка 48 ширина полосы 1/2 октавы +1/2 oct. очень легко
Дорожка 49 ширина полосы 1/3 октавы +1/3 oct. легко
Дорожка 50 ширина полосы 1/6 октавы +1/6 oct. труднее
Дорожка 51 ширина полосы 1/12 октавы +1/12 oct. трудно

Дорожки 53-56 посвящены заметности провала постоянной ширины на АЧХ. Провал около той же частоты 4 кГц создаётся с помощью параметрического эквалайзера с добротностью Q = 0,5, это означает ширину полосы примерно в две октавы, а глубина провала — варьируется.

Дорожка 53 — 3 дБ на 4 кГц -3 dB легко
Дорожка 54 — 1 дБ на 4 кГц -1 dB труднее
Дорожка 55 — 0,6 дБ на 4 кГц -0,6 dB трудно
Дорожка 56 — 0,4 дБ на 4 кГц -0,4 dB почти невозможно

На дорожке 58 записан тон 1 кГц с минимальными нелинейными искажениями. На последующих — с искусственно внесёнными искажениями в виде типично встречающейся смеси гармоник. Оценку трудности мы здесь не даём, но вас удивит, насколько рано начинают быть слышны искажения на чистом тоне.

Дорожка 59 — искажения 0,3% на 1 кГц THD 0,3%
Дорожка 60 — искажения 1,0% на 1 кГц THD 1%
Дорожка 61 — искажения 10% на 1 кГц THD 10%

Следующие дорожки посвящены заметности гармоник в музыкальном сигнале. В короткий фортепианный фрагмент внесена вторая гармоника, искажающая симметрию сигнала. Обратите внимание: не так уж она и заметна, даже при очень высоком содержании.

Дорожка 63 — исходная запись Piano REF
Дорожка 64 — 2-я гармоника, 0,1% 2nd 0,1%
Дорожка 65 — 2-я гармоника, 1% 2nd 1%
Дорожка 66 — 2-я гармоника, 10% 2nd 10%

Аналогичная серия для третьей гармоники, она заметна гораздо сильнее.

Дорожка 68 — исходная запись Piano REF
Дорожка 69 — 3-я гармоника, 0,1% 3d 0,1%
Дорожка 70 — 3-я гармоника, 1% 3d 1%
Дорожка 71 — 3-я гармоника, 10% 3d 10%

Кусочек фонограммы, к которому подмешаны шумы с заранее известным уровнем относительно уровня сигнала.

Дорожка 73 уровень шумов -80 дБ -80 dB
Дорожка 74 уровень шумов -70 дБ -70 dB
Дорожка 75 уровень шумов -60 дБ -60 dB
Дорожка 76 уровень шумов -50 дБ -50 dB
Дорожка 77 уровень шумов -40 дБ -40 dB
Дорожка 78 уровень шумов -30 дБ -30 dB

На графиках показано, какого типа и какой величины внесены частотные искажения в фонограммы на дорожках 33-56. Название каждого графика появится на дисплее в начале раздела (если выводится CD-text), а обозначения кривых — во время их звучания.

Описание дорожек части 2 диска дано в следующем формате:
№ дорожки / содержание / CD-text / степень трудности

От автора тестового диска:

ВЫ, НАВЕРНОЕ, ЗАМЕТИЛИ, ЧТО люди, полностью удовлетворенные звучанием своей техники, встречаются не так уж часто. Всегда что-то не так, как хотелось бы, из-за чего невольно приходится выслушивать советы друзей и сочувствующих. Но восприятие звука дело субъективное и сугубо индивидуальное, так что следовать таким советам бессмысленно. Результат может быть парадоксален — поменяв компоненты на другие, как правило, более дорогие, вы не получите желанного успокоения. Поэтому лучше всего разобраться со своими проблемами самому, и при грамотной постановке задачи можно добиться успеха.
Как известно, главное в лечении любой болезни — правильный диагноз. Подбор нужных лекарств, снадобий и прочая — будет уже потом. Если действительно хочется получить наслаждение от музыки в домашних условиях, диагноз звукового образа в целом важен так же, как и в медицине. Под выражением «в целом» мы имеем в виду общее восприятие музыки, зависящее как от подбора аудиоаппаратуры, кабелей и дисков соответствующего качества, так и от акустических свойств самой комнаты.
Не секрет, что самая прекрасная аудиоаппаратура дома может и не зазвучать. В то же время в хорошем, акустически выверенном помещении процесс подбора компонентов и их правильной настройки существенно упрощается.
Тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» облегчит диагностику и правильную настройку домашнего тракта. Методика FSQ разработана специально для проведения объективных и субъективных акустических испытаний. Мы подробно опишем все треки и расскажем, что вы должны услышать. И, разумеется, проведем курс лечения, если со звуком не всё в порядке.

Субъективно-статистический метод «Fast Sound Quality» (FSQ) разработан в Акустическом центре кафедры Радиовещания и электроакустики МТУСИ для проведения профессиональных субъективно-статистических экспертиз (тестирования) по оценке качества звучания звукового тракта. Он позволяет получать высокую достоверность результатов при малых затратах экспертного времени. Метод включает в себя оптимальную выборку объективных и субъективных параметров, определяющих качество звучания, тестовый диск со специально подобранными и записанными фонограммами и методическую разработку проведения прослушивания.
В 2001 году метод был адаптирован для проведения оценки качества звучания (КЗ) в салоне автомобиля. Был разработан оригинальный экспертный (судейский) протокол и издан тест-диск «Car Audio FSQ». В МТУСИ началась подготовка квалифицированных экспертов, способных проводить прослушивания (судейства) звука в автомобилях.
В 2002 году метод был подробно изложен на 21международной конференцией AES (Международное общество инженеров-акустиков), и на следующий год в AES организовалась секция Car Audio.
В 2003 году метод FSQ стал применяться для оценки КЗ мультимедийных аудиосистем и студийных профессиональных мониторов ближнего поля со своим тестовым диском «Multimedia FSQ» и экспертным (судейским) протоколом.

МЕТОД FSQ РАССЧИТАН НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭКСПЕПРТОВ, однако доступность позволяет использовать его и опытным слушателям. Главное, внимательно изучите входящие в диск фонограммы и подход к оценке их звучания. Не расстраивайтесь, если с первого раза не уловите на слух всей звуковой информации — поначалу это действительно не так просто. Самое важное, полностью сосредоточьтесь на музыкальном материале, не стесняйтесь повторить не совсем понятный для вас фрагмент несколько раз.
Теперь о том, что и как мы будем слушать.
Что — понятно, вашу аудиосистему и именно в том месте в комнате, где вы обычно находитесь. Подчёркиваем это специально, поскольку звуковое поле в помещении неоднородно, возможны места, где возникают гудение и перекрёстные отражения.
А вот о том, как слушать, мы расскажем подробно.
Поскольку физической величины, однозначно описывающей качество звучания, в природе не существует, специалисты пользуются разного рода терминами. От самых простейших и неконкретных «лучше», «хуже» до более точных «чёткий», «размытый». Более верно эти словечки называются субъективными критериями. Их более 100 и многие из них неконкретны или дублируют друг друга, что здорово усложняет акустические экспертизы и иногда даже нивелирует результаты. Попытки унифицировать терминологию проводятся во всём мире уже не один десяток лет, но до сих пор так и не увенчались успехом.
В методе FSQ чётко регламентированы основные и второстепенные субъективные критерии оценки качества звучания. К основным, которые будут фигурировать в тестовом диске «Аудиодоктор FSQ», относятся:
Запас по неискажённому уровню громкости.
Правильность фазировки стереофонического звукового тракта.
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ).
Микродинамика звукового тракта.
Макродинамика звукового тракта.
Натуральность тембрального баланса.
Натуральность музыкального баланса.
Способность к линейному воспроизведению нижних частот.
Наличие шумов и помех.
Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены.
Ширина и высота звуковой сцены, её положение (ориентация) в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Глубина звуковой сцены (эшелонирование).
Натуральность передачи музыкальной атаки.
Линейность стереокартины на разных уровнях громкости.
Способность звукового тракта к передаче полифонии.

Солидный перечень, но всё не так сложно, как кажется. Фонограммы, по которым эти оценки будут выноситься, весьма доступны для восприятия. Не стесняйтесь того, что поначалу вам придётся часто останавливаться и переслушивать фрагменты «Аудиодоктора FSQ». Практика показывает, что уже после четырёх-пяти прослушиваний большинство затруднений исчезают.

Зачастую необходимо бывает проверить аудиооборудование, наушники, динамики, акустику помещения, откалибровать мониторы. В данный статье мы предоставим необходимый аудиоматериал для большого количества различных тестирований.

Аудио Тесты

Аудио тесты помогут оценить ваше аудио оборудование, динамики, наушники, акустику помещения и даже ваш слух. Они включают:

Читайте также:  Что такое гидродинамический подшипник

Тесты частотной характеристики

Самая низкая граница 20 Гц, с длиной волны около 20 метров — это частота, которую мы чувствуем, а не слышим. Этот тест поможет вам оценить нижний предел вашей аудиосистемы.

Этот тест проверяет, используется ли ваш сабвуфер так, как предполагается. То есть вы должны добавить сабвуфер к вашим основным динамикам, чтобы расширить частотный диапазон вашей системы в сторону низких частот, а не повысить уровень низких частот.

Имеется два теста: в первом два аудиофайла. Один с частотами (20-80 Гц). Этот файл с ограниченным полосовым шумом и используется для калибровки уровней звука: проиграйте файл, затем отрегулируйте громкость так, чтобы ваш сабвуфер мягко гремел на умеренном уровне. Второй файл состоит исключительно из средних частот, которые должны воспроизводиться только вашими основными динамиками (120-300 Гц). Если ваш саб молчит во время воспроизведения второго файла, он успешно прошел тест! Если нет, вы только что подтвердили, что ваш сабвуфер также выдает средние частоты.

Следующий тест включает файл от самой низкой частоты (50 Гц) до самой высокой (400 Гц). Любое изменение уровня должно интерпретироваться как несоответствие между вашим сабвуфером и колонками. Хуже того, если звук внезапно исчезает, ваша система страдает от заметной дыры в частотной характеристике!

Воспроизведите файл, пока не начнете слышать основной тон сигнала при его спуске. Голос за кадром сообщает вам частоту, которую вы достигли. Эта частота более или менее представляет верхний предел вашей аудиосистемы или вашего слуха.

Подробнее об алиасинге читайте здесь . Поскольку тест начинается с воспроизведения частот, которые, вероятно, находятся за пределами вашего слышимого диапазона, вы не услышите ничего, кроме трех начальных звуковых сигналов. Когда тестируемая частота достигает вашего слышимого диапазона, будет слышен высокий тон синусоиды, постепенно снижающийся до 1 кГц.

Если вы слышите что-то другое, ваша звуковая система, вероятно, страдает от (серьезного) алиасинга. В этом тесте алиасинг будет отображаться как увеличение частот вместо уменьшения.

Когда мы становимся старше, верхний предел 20 кГц уменьшается: с медицинской точки зрения это явление называется пресбикус. Следовательно, можно генерировать высокие частоты, которые будут слышны только подросткам. Поскольку эти высокие звуки неудобны для восприятия, их можно использовать, например, для отпугивания шумящих подростков на улице! Если вы слышите эти частоты, то вам повезло ваши уши в идеальном состоянии.

Имеется несколько файлов на различных частотах: 125 Гц , 250 Гц, 500 Гц , 1000 Гц, 2000 Гц, 4000 Гц, 8000 Гц.

Интерпретируйте ваши результаты, прослушивая каждый, следующим образом:

-5 дБ: выдающийся слух
0-10 дБ: нормальный слух
20-30 дБ: слабая потеря слуха
40-60 дБ: умеренная потеря
70-80 дБ: серьезная потеря слуха

Тесты стерео изображений

Простой стерео тест, который проверяет, правильно ли ваши колонки связаны с их соответствующими каналами.

При неправильной полярности колонки будут не в фазе. Один будет двигаться, а другой уходить. В месте прослушивания (прямо между динамиками) вытесненный воздух от одного будет отменен другим. Этот эффект — более сильный на низких частотах — приведет к потере низких частот. Это также сильно искажает стереоизображение. Имеется три файла: низкочастотный гул, синусоидальный сигнал 75 Гц и запись на гитаре с соответствующими вариациями «в фазе» и «не в фазе». Если всё настроено правильно, то будут следующие ощущения:

  • больше баса с низким грохотом
  • звук будет громче с синусоидальной частотой 75 Гц в фазе
  • гитарная запись будет звучать, как если бы гитара играла перед вами, а не «внутри» вашей головы.

Если что-то не так просто переверните соединительные провода одного из ваших динамиков, а не обоих!

Это тест LEDR ™ расшифровывается как «Диагностическая запись среды прослушивания». Позволяет тестировать вашу стереосистему и акустику помещения на предмет правильной визуализации. Если у вас возникли проблемы с воспроизведением теста LEDR, поищите мешающие поверхности помещения в направлении искажения. Имеется несколько аудиофайлов:

первый (UP Left and Right)- звук должен начинаться примерно на уровне глаз, а затем распространяться по возможности прямо на один или два метра над громкоговорителем.

второй (OVER)- звук должен начинаться с одного динамика и плавно переходить к другому динамику слева направо, а затем возвращаться обратно влево.

третий (LATERAL)- этот сигнал проверяет обычное стереофоническое изображение слева направо.

четвертый (BEHIND) — этот сигнал движется сзади слева направо, затем снова сзади слева.

Имеется следующие сигналы: Тестовый файл (монофоническая запись), Стерео панорамирование, Задержка, Разница во времени и фильтрация нижних частот, Оригинальная бинауральная запись.

Когда частота падает ниже критической частоты — обычно около 80 Гц — становится очень трудно определить местоположение звука. Эти аудиофайлы проверяет точную частоту, когда происходит это явление, в вашей конкретной настройке звука. Если вы используете сабвуфер, его частота кроссовера в идеале должна быть расположена ниже этой критической частоты: только тогда более низкие частоты будут восприниматься так, как если бы они исходили от ваших основных громкоговорителей, а не от угла вашей комнаты для прослушивания, где часто находится ваш сабвуфер.

Тест динамического диапазона

Этот тест поможет вам оценить динамический диапазон вашей звуковой системы. Сначала файл начинается с контрольной точки: слегка сжатого розового шума, который достигает максимума в 16-битной полной шкале (0dbFS). Этот шум играет в течение 1 секунды. Отрегулируйте уровень вашей системы так, чтобы этот шум звучал громко, не будучи слишком громким.

Имеется несколько файлов 16 битного и 8 битного формата с дизерингом и без. Эти файлы показывают визуально, что такое дискретизация и дизеринг . Например, первый файл в 16 бит, а второй понижен до 8 бит, без дизеринга и т. п.

Тесты акустики помещения

MATT расшифровывается как «Тестовые звуки музыкальной артикуляции» . Разработан инженером-акустиком Арт Ноксоном, президентом и основателем корпорации Acoustic Sciences Corporation (ASC) и изобретателем Tube Trap, высокоэффективной басовой ловушки цилиндрической формы со встроенным диффузором высоких частот. MATT был создан, чтобы помочь слушателю аудиосистемы услышать и измерить деградирующее влияние акустики помещения на аудиосигнал.

Сначала прослушайте тестовый сигнал через наушники, чтобы услышать, как звучит реальный сигнал, без помех в акустике помещения. Затем слушайте тот же сигнал, который воспроизводится через ваши динамики. Когда последовательность тестовых тонов воспроизводится в комнате, частотно-зависимые отражения, резонансы и поглощение в комнате могут привести к изменению общего уровня звука. Если ваша комната хорошо обработана, музыкальная артикуляция будет очень незначительной, а частотная характеристика будет достаточно плавной. Тестовый сигнал должен воспроизводиться как повтор Ta-Ta-Ta-Ta , точно так же, как версия для наушников. Прежде чем увлекаться басовыми ловушками и звуковыми панелями высоких частот, попробуйте изменить положение колонок, чтобы увидеть, что это даёт. Большинство проблем с акустикой помещения связаны с взаимодействием между положением динамика и геометрией помещения.

Имеется несколько файлов: Тестовый файл — аналоговый оригинал (ASC 1986); Абсолютно новый цифровой дизайн (AudioCheck 2018) — специализированный цифровой сигнал, на основе аналогово первого; Два сигнала от 0-200 и 0-2000. От 0 до 200 Гц сканирует все частоты за 20 секунд (скорость сканирования ровно десять герц в секунду). Второй также сканирует за 20 секунд (100 Гц в секунду). И последний файл от 0-100. Здесь применяется сверхвысокое разрешение для более низкого частотного диапазона, со скоростью сканирования 1 Гц в секунду.

Искажения

Этот звуковой тест направлен на оценку качества низкочастотного диапазона вашего аудиооборудования.

Таблица аудиофайлов должна быть интерпретирована следующим образом:

  • Верхний ряд (80-160 Гц) представляет самые высокие частоты, которые должен воспроизводить сабвуфер, хотя некоторые частоты могут уже располагаться выше частоты кроссовера вашего сабвуфера и воспроизводиться вашими основными динамиками. Это отлично.
  • Нижний ряд (10-20 Гц) состоит из частот, которые ниже диапазона человеческого слуха (инфразвук). В идеале эти частоты должны оставаться не слышимыми. Качественные сабвуферы в сочетании с отличным слухом достигают 18 Гц, может быть, 16 Гц, но никогда — 10 Гц. 10 Гц находится на одну октаву ниже нашего нижнего предела: люди не могут слышать такую ​​частоту.
  • Когда вы играете с инфразвуком, вы можете испытывать дрожание вашей физической среды, иногда даже хуже : o). Это должно быть единственным ощутимым признаком того, что ваш сабвуфер работает. Звука не должно быть слышно.
  • Не повышайте уровень вашего усилителя во время прослушивания этих неслышимых звуков, так как вы можете в конечном итоге испортить ваши динамики. Всегда устанавливайте максимальный уровень прослушивания, используя аудиофайлы в верхнем ряду.
  • Таблица организована таким образом, что каждый файл представляет обертон одного из файлов, расположенных ниже.
  • Поскольку все эти тестовые файлы сделаны из чистых синусоидальных тонов, ни в одном из них нет обертонов. Если вы слышите что-то похожее на звук файла, который находится над файлом, который вы сейчас прослушиваете, это должно быть гармоническое искажение, генерируемое вашей звуковой системой!

Интермодуляционное искажение (IMD) измеряет уровень нежелательных комбинаций различных частот, обнаруженных во входном сигнале. IMD добавляет к звуку компоненты, которых нет в исходном сигнале. Этот эффект является результатом нелинейностей в вашей аудиосистеме.

После 3-х звуковых сигналов вы услышите тестовый сигнал SMPTE IMD в течение 10 с, медленно повышаясь с уровня тишины до 0 дБFS.

По мере повышения уровня тестового сигнала обе частоты должны оставаться чистыми. Любое искажение наивысшей частоты означает наличие чрезмерного IMD.

Тематические тесты

Различные файлы в которых:

Проверяется частотный отклик : имеется два файла.

Первый файл проверяет басы ваших наушников. Воспроизведите файл до тех пор, пока не начнете слышать основной звук при его повышении. Голос за кадром сообщает вам частоту, которую вы достигли: это число представляет собой нижнюю границу расширения частоты ваших наушников или наушников. Хорошие наушники будут работать на частоте всего 20 Гц, что является самым низким пределом нашего слуха.

Читайте также:  Asus rt n66u отзывы

Файл начинается с воспроизведения шума в полном масштабе. Отрегулируйте уровень в наушниках так, чтобы этот шум звучал громко, не будучи слишком громким. Сразу после шума голос воспроизводится с заданным уровнем, выраженным в дБFS. Чем выше достигнут динамический диапазон, тем лучше изоляция, предлагаемая вашими наушниками.

Плохо собранные или сильно изношенные наушники могут начать греметь при воспроизведении громкого или глубокого баса. Отрегулируйте громкость в наушниках так, чтобы тест проводился на высоком уровне: звук должен оставаться чистым и четким на всех частотах, без каких-либо паразитных гудений или дребезжания в одном наушнике или другом.

Для воспроизведения точного стереоизображения левый и правый драйверы должны одинаково реагировать на каждую частоту в слышимом спектре. Когда это условие выполняется, говорят, что драйверы «совпадают».

Правильно подключенные наушники направят левый канал к левому наушнику, а правый — к правому (это имеет смысл). Что еще более важно, относительная полярность между драйверами должна быть сохранена: при наличии одного и того же входного сигнала оба драйвера должны двигаться в одном направлении, а не напротив друг друга.

Чтобы проверить полярность, используйте аудиофайлы с метками «Center» и «Twisted».

Сигнал состоит из бинауральной записи того, кто стучит в деревянные двери. Сравнивая наушники, судите, насколько реалистично звучит звукозапись: вы чувствуете, что двери рядом с вами?

Понравился пост? Поделись с друзьями!

А чтобы подписаться на рассылку нажимай здесь.

Несинтетические аудио фрагменты

7868 Kb 60 sec, 44.1/16/PCM WAV сонограмма Отрезок из альбома Jean Michel Jarre "Oxygene". Очень насыщенный спектр со множеством нюансов звучания. Очень показателен при выявлении динамических и статических дефектов компрессии аудио. 3554 Kb 30 sec, 44.1/16/PCM WAV сонограмма Отрезок из Fool’s Garden "Lemon Tree". Показателен при выявлении динамических дефектов компрессии аудио (насыщен резкими скачками амплитуды вперемешку с тишиной). 3831 Kb 29 sec, 44.1/16/PCM WAV сонограмма Отрезок из Beatles "You can’t do that". Сэмпл очень показателен при проверке работы аудио кодеров со стерео картиной. 1135 Kb 9 sec, 44.1/16/PCM WAV сонограмма Отрезок из R.E.M. "What’s The Frequency, Kenneth" (1994). Очень показательный фрагмент при тестировании режима JoinStereo (режим кодирования стерео каналов). 1475 Kb 12 sec, 44.1/16/PCM WAV сонограмма Отрезок из композиции Юрия Наумова "Свингующая кошка". Показателен при тестировании pre-echo в психоакустических кодерах. Запись очень резкой щипковой игры на гитаре. 1814 Kb 15 sec, 44.1/16/PCM WAV сонограмма Отрезок из: Иоганн Себастьян Бах — Английская сюита для клавесина N 5 (BWV 810) Ми минор — Часть 2 (Allemande). Очень чистое, отрывистое звучание клавесина. 41 Mb 44.1/16/PCM WAV Набор из 18 музыкальных аудио фрагментов (фрагментов треков) для тестирования потерьных аудио кодеков и других алгоритмов обработки аудио. Набор собран из сообщений пользователей форума HydrogenAudio.Org.

Синтетические аудио фрагменты

2303 Kb 13 sec, 44.1/16/PCM WAV сонограмма Белый шум от 0 до 10 КГц + тон плавно переходящий от 10 до 19 КГц. Этот тест оказался фатальным для кодека MP3 Pro; тест позволил явно выявить принцип работы MP3 Pro (технология SBR) и сделать очень конкретные выводы о возможности использования кодека.

Комплекты аудио тестирования

196 Mb

Test CD officiel show spl audio bass (lossless)

Комплект тестирования сабвуфера и низкочастотных динамиков "Test CD officiel show spl audio bass". В комплекте 13 дорожек с бассовыми музыкальными композициями и ещё более 70 тестовых звуков: свипы, а также чистые тона в диапазоне от 20 до 87 Гц.

335 Mb

Sount Check 2 Audio Test and Demonstration CD (lossless)

Sound Check — интернациональный стандарт для звукорежиссеров, музыкантов и продюссеров. Sound Cheсk 2 содержит специальными дорожки для аудио теста и дополнен уникальными оперными вокальными и музыкальными темами – всего 99 треков. Диск включает в себя:

  • Тестовые сигналы для проверки фазы и измерения амплитудно-частотной характеристики
  • Вокал: произнесение слов, тенор, сопрано и рок
  • Инструментальная музыка
  • Звуковые эффекты
  • Специальные эффекты

Sound Check CD разработан звукорежиссером и инженером Аланом Парсонсом и записан на студии ABBEY ROAD. Диск содержит все из стандартных дорожек для исследования и инсталляции, а так же для демонстрации качества продаваемой продукции.

342 Mb

McIntosh Audiophile test reference (lossless)

01. Stravinsky — The Firebird Suite — Internal Dance (Excerpt) [0:04:49.15]
02. Starker — Duo For Violin And Cello, Op. 7 — Allegro Serioso, Non Troppo (Reorded In Japan [0:07:56.51]
03. Dvorak — Symphony No.9 In E Minor, Op.95, From The New World — Allegro Con Fuoco [0:03:40.13]
04. Scchedrin — The Carmen Balet — Iw. Torero [0:02:41.19]
05. Voices Of Angels — Vos Flores Rosarum [0:03:21.46]
06. Aaron Copland — Billy The Kid (Suite From The Ballet) — Gun Battle [0:02:05.70]
07. Antonio Vivaldi — Four Seasons — Concerto In E Major, RV 269 "Spring" I, Allegro [0:03:22.28]
08. Astor Piazzolla — Libertango (Tangos Arranged For Saxophone And Orchestra) [0:04:44.64]
09. Beethoven — Adagio Cantabile From Sonata Op.13 (Pathetique) [0:05:46.07]
10. Berlioz — Symphonie Fantastique, Op. 14 Marche Au Supplice (Marche To The Scaffold), Alle [0:04:28.55]
11. Macal — The Red Poppy, Ballet Suite, Op.70 — Heroic Coolie Dance [0:04:03.24]
12. Macal — The Red Poppy, Ballet Suite, Op. 70 — Chinese Dance [0:02:04.48]
13. Peter Ilyich Tchaikovsky — Serenade For Strings, Op 48, II, Walzer [0:03:58.41]
14. Dmitri Shostakovich — Symphony No. 10 In E Minor, Opus 93 II, Allegro [0:04:28.53]
15. Aaron Copland — The Red Pony — Happy Ending [0:03:07.22]


(PDF, 8 Mb) +









384 Mb

Stereophile TEST CD2 (lossless)
John Atkinson, Corey Greenberg and Robert Harley, May, 1992
(дополнительная информация: http://www.stereophile.com/features/338/)

165 Mb

Denon Audio Technical CD (lossless)
Аудио компакт-диск фирмы Danon, предназначенный для теста и настройки самой различной аудио аппаратуры.
(WAV+CUE; сжато беспотерьным кодером WavPack).

Треки:
1. Channel (L,R)
2. Balance, Phase (L+R,L-R)
3. Orchestra (Stereo)
4. Concerto (Stereo)
5. Chamber Music (Stereo)
6. Piano (Stereo)
7. Organ (Stereo)
8. Jazz (Stereo)
9. Rock (Stereo)
10. Announcement English (Stereo)
11. Announcement Japanese (Stereo)
12. 1001Hz Sine Wave (-15dB L,R)
13. 1001Hz Sine Wave (-15dB L+R)
14. 1001Hz Sine Wave (-16dB L+R)
15. 1001Hz Sine Wave (-18dB L+R)
16. 1001Hz Sine Wave (-20dB L+R)
17. 1001Hz Sine Wave (-15dB L-R)
18. 1001Hz Sine Wave (0dB L)
19. 1001Hz Sine Wave (0dB R)
20. 9999Hz Sine Wave (0dB L)
21. 9999Hz Sine Wave (0dB R)
22. 100Hz Sine Wave (0dB L)
23. 100Hz Sine Wave (0dB R)
24. 19999Hz Sine Wave (0dB L)
25. 19999Hz Sine Wave (0dB R)
26. 21.5Hz Sine Wave (0dB L)
27. 21.5Hz Sine Wave (0dB R)
28. 1001Hz Sine Wave (0dB L)
29. 1001Hz Sine Wave (0dB R)
30. 1001Hz Sine Wave (-24dB L)
31. 1001Hz Sine Wave (-24dB R)
32. 1001Hz Sine Wave (-60dB L)
33. 1001Hz Sine Wave (-60dB R)
34. Infinity Zero (L+R)
35. Infinity Zero (L+R)
36. 1KHz, 20Hz-20KHz (-20dB L)
37. 1KHz, 20Hz-20KHz (-20dB R)
38. 1KHz, 20Hz-20KHz (-20dB L)
39. 1KHz, 20Hz-20KHz (-20dB R)
40. 250Hz+8020Hz (0dB L)
41. 250Hz+8020Hz (0dB R)
42. 250Hz+8020Hz (-10dB L+R)
43. 11KHz+12KHz (0dB L)
44. 11KHz+12KHz (0dB R)
45. 11KHz+12KHz (-10dB L+R)
46. 40Hz Sine Wave (0dB L+R)
47. 100Hz Sine Wave (0dB L+R)
48. 315Hz Sine Wave (0dB L+R)
49. 1001Hz Sine Wave (0dB L+R)
50. 3149Hz Sine Wave (0dB L+R)
51. 6301Hz Sine Wave (0dB L+R)
52. 9999Hz Sine Wave (0dB L+R)
53. 15999Hz Sine Wave (0dB L+R)
54. 17999Hz Sine Wave (0dB L+R)
55. 19999Hz Sine Wave (0dB L+R)
56. 100Hz Sine Wave (-20dB L+R)
57. 1001Hz Sine Wave (-20dB L+R)
58. 9999Hz Sine Wave (-20dB L+R)
59. 100Hz Sine Wave (-40dB L+R)
60. 1001Hz Sine Wave (-40dB L+R)
61. 9999Hz Sine Wave (-40dB L+R)
62. 100Hz Sine Wave (-60dB L+R)
63. 1001Hz Sine Wave (-60dB L+R)
64. 9999Hz Sine Wave (-60dB L+R)
65. 1KHz,5Hz-22.05KHz (-15dB L+R)
66. 1001Hz,-20dB, -60dB-0dB (L+R)
67. 100Hz, -20dB, -60dB-0dB (L+R)
68. 9999Hz, -20dB, -60dB-0dB (L+R)
69. 401Hz, 0?, 0?-360? (0dB)
70. 401Hz, 0?, 0?-360? (-20dB)
71. 100Hz Square Wave (-10dB L+R)
72. 1001Hz Tone Burst EIA (0dB L+R)
73. 1001Hz Tone Burst EIAJ (0dB L+R)
74. 401Hz Tone Burst (0dB L+R)
75. 4000Hz Tone Burst (0dB L+R)
76. Impulse I (0dB L+R)
77. Impulse II (0dB L+R)
78. Pulsive Signal 40mS (0dB L+R)
79. White Noise (0dB L+R)
80. 25Hz,31.5Hz,40Hz (-20dB/-16dB L/R)
81. 50Hz, 63Hz, 80Hz (-20dB/-16dB L/R)
82. 100Hz, 125Hz, 160Hz (-20dB/-16dB L/R)
83. 200Hz, 250Hz, 315Hz (-20dB/-16dB L/R)
84. 400Hz, 500Hz, 630Hz (-20dB/-16dB L/R)
85. 800Hz, 1KHz, 1.25KHz (-20dB/-16dB L/R)
86. 1.6KHz, 2KHz, 2.5KHz (-20dB/-16dB L/R)
87. 3.15KHz, 4KHz, 5KHz (-20dB/-16dB L/R)
88. 6.3KHz, 8KHz, 10KHz (-20dB/-16dB L/R)
89. 12.5KHz, 16KHz (-20dB/-16dB L/R)
90. Pink Noise (-14dB L+R)
91. 3150Hz Sine Wave (-20dB L+R)
92. FFFF/0000 22.05KHz (ILSB L+R)
93. Orchestra, Piano (-60dB Stereo)
94. Orchestra, Piano (-40dB Stereo)
95. Orchestra, Piano (-20dB Stereo)
96. Orchestra, Piano (Normal Stereo)
97. Music I x4 (Normal Stereo) Listen
98. Music II x4 (Normal Stereo)
99. Music III x4 (Normal Stereo)

Комментировать
27 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector