No Image

Типы переменных в делфи

2 просмотров
10 марта 2020

Данные в компьютере можно рассматривать как ячейки памяти, имеющие свои имена (идентификаторы). Все данные в программе на языке Delphi должны быть описаны до их первого использования. И компилятор следит, чтобы в программе они использовались в соответствии с этим описанием, что позволяет избежать ошибок.

Любая величина в Delphi может быть постоянной или переменной. Её имя (идентификатор) может состоять из комбинации латинских букв, цифр и знака подчёркивания, и начинаться не с цифры. При этом регистр символов значения не имеет.

Место описания данных в программе — вне логических блоков begin / end. В модуле перед ключевым словом implementation есть блок описания:

Именно здесь, начиная со следующей строки, удобно объявлять глобальные переменные и константы. Как видим, одна (Form1) уже есть!

Команда объявления переменных в языке Delphi:

var имя_переменной : тип_переменной ;

Слово var — ключевое. Именем может быть любой идентификатор, если он не был описан ранее и не является одним из ключевых или зарезервированных слов языка Delphi. Если нужно описать несколько переменных одного типа, то их перечисляют, отделяя запятой:

Если несколько описаний следуют друг за другом, то ключевое слово var повторно можно не указывать:

Постоянную величину иначе называют константой. Конечно, в программе можно использовать числа и строки непосредственно: 3.1415 или ‘Это значение числа пи’ , но иногда удобнее присвоить их идентификатору. Описание констант аналогично описанию переменных, но используется ключевое слово const, за именем идентификатора следует тип, затем знак равенства и его значение. Причём тип константы допускается не указывать:

const pi= 3.1415 ;
ZnakPi : String = ‘Это значение числа пи’ ;

К слову, константа Pi встроенная в Delphi, то есть для того чтобы использовать в Delphi число 3,1415. в расчётах, нужно просто присвоить встроенную константу Pi переменной типа Real или просто использовать непосредственно в выражениях.

Теперь пришло время узнать о типах данных, используемых в Delphi. Прежде всего это строки и числа.

Строкой называется последовательность символов, заключённая в одиночные кавычки:
‘это текстовая строка’ Если текст должен содержать сам символ кавычки, то его надо повторить дважды:
‘это » — символ одиночной кавычки’ Строка может быть и пустой, не содержащей символов. Тогда она состоит из двух идущих друг за другом без пробела кавычек. Естественно, строка может состоять и только из одних пробелов.
Самый популярный строковый тип — String. Строка типа String может содержать переменное количество символов объёмом до 2 Гбайт. Если нужно ограничить размер строки фиксированным значением, то после ключевого слова String в квадратных скобках указывается число, определяющее количество символов в строке: String[50]. Более полно работа со строками Delphi описывается далее.
Одиночный символ имеет тип Char и записывается в виде знака в одиночных кавычках: ‘a’. Есть символы, которые на экране отобразить невозможно, например, символ конца строки (равен #13), символ переноса строки (равен #10). Такие символы записываются в виде их числового кода (в кодировке ANSI), перед которым стоит знак #. Например, #0.
Наконец, существуют так называемые нуль-терминированные строки. Отсчёт символов в таких строках начинается с нуля, а заканчивается символом с кодом (#0). Такие строки имеют тип PChar.

Числа бывают целые и дробные.
В следующей таблице перечислены стандартные типы целых чисел и соответствующие им дипазоны допустимых значений.

Integer -2147483648 .. +2147483647
Cardinal 0 .. 4294967295
Shortint -128 .. +127
Smallint -32768 .. +32767
Int64 -2 63 .. +2 63 -1
Byte 0 .. +255
Word 0 .. +65535
Читайте также:  Fallout 4 код на патроны 45 70
Наиболее удобным для использования в программах является тип Delphi Integer. Другие целые типы используются для уменьшения места, занимаемого данными в памяти компьютера.

Дробные числа имеют дробную часть, отделяемую десятичной точкой. Допускается использование символа e (или E), за которым следует число, указывающее, что левую часть нужно умножить на 10 в соответствующей степени: 5e25 — пять умножить на десять в двадцать пятой степени.
Ниже приведены стандартные типы дробных чисел и соответствующие им диапазоны допустимых значений. Для большинства типов указан диапазон положительных значений, однако допустимым является аналогичный диапазон отрицательных значений, а также число .

Real 5*10 -324 .. 1.7*10 308
Real48 2.9*10 -39 .. 1.7*10 38
Singl 1.5*10 -45 .. 3.4*10 38
Double 5*10 -324 .. 1.7*10 308
Extended 3.6*10 -4951 .. 1.1*10 4932 -1
Comp -2 63 .. +2 63 -1
Currency 922337203685477.5807
Наиболее удобным для использования в программах является тип Delphi Real. Ему эквивилентен тип Double, но в будущем это может быть изменено. Вычисления с дробными числами выполняются приближённо, за исключением типа Currency (финансовый), который предназначен для минимизации ошибок округления в бухгалтерских расчётах.

Следующим типом данных является логический Boolean, состоящий всего из двух значений: True (Истина) и False (Ложь). При этом True > False.

Теперь, используя компоненты, их свойства и события, вводя собственные переменные, можно конструировать программы, содержащие вычисления. Осталось узнать, как вычисленное значение вывести на экран.
Про консольные программы я здесь не говорю! А в нормальных оконных Windows-приложениях это значение нужно поместить в какой-нибудь компонент, имеющий свойства Text или Caption. Это, например, такие компоненты как Label и Edit, да и сама Форма имеет свойство Caption, куда тоже можно выводить информацию. Однако, в Delphi информацию перед выводом, как правило, необходимо преобразовывать. Так как присвоение возможно только между переменными одного типа, то такая программа (не пытайтесь её исполнять):

var A, B, C: Integer ;
begin
A := 5 ;
B := 10 ;
C := A+B ;
Label1.Caption := C ;
end ;

вызовет ошибку, так как свойство Caption имеет текстовый тип String, а использованные переменные — цифровой тип Integer. Значит, нужно преобразовать значение переменной C в текстовый тип. Для этого есть встроенная функция IntToStr. Строка в нашей "программе", вызывавшая ошибку, должна выглядеть так:

Такая программа, кроме показа числа 15, ни на что не способна. Мы должны научиться вводить в программу другие числа. Используем компоненты Edit. Введённые числа будут содержаться в свойстве Text этих компонентов. Расположим на форме два компонента Edit, один компонент Label и кнопку Button, по нажатию на которую и будем проводить вычисления. В компоненты Edit1 и Edit2 будем вводить числа для суммирования. Чтобы переместиться в редактор кода, щёлкнем дважды по нашей кнопке Button1. Мы попадём прямо в сформированную для нас средой Delphi заготовку обработчика нажатия на кнопку, непосредственно между операторами begin и end. Напишем такой простой код:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var A, B, C: Integer; //Не забудьте описание переменных
begin
//Начало кода:
A := Edit1.Text;
B := Edit2.Text;
C := A+B;
Label1.Caption := IntToStr(C);
//Конец кода
end ;

При попытке исполнить этот код Delphi покажет ошибки по аналогичной причине — переменные A и B имеют цифровой тип Integer, а свойство Text — текстовый тип String. Исправить ошибки поможет встроенная функция StrToInt, выполняющая обратное преобразование — текст в целое число. Операторы присвоения переменным A и B должны выглядеть так:

Читайте также:  Что такое абсолютная величина вектора

A := StrToInt(Edit1.Text);
B := StrToInt(Edit2.Text);

В данном случае переменные A, B, C использовались для наглядности. Можно обойтись одной строчкой:

Аналогично, имеются функции и для преобразования в строку и обратно действительных чисел c плавающей (Floating англ.) запятой, имеющих тип Real. Для преобразования в строку — FloatToStr, обратно — StrToFloat.
Часто результаты вычислений, имеющие тип Delphi Real, имеют после запятой длинный "хвост" цифр. При выводе такой переменной в текстовом виде необходимо ограничить количество цифр после запятой. Как это можно сделать, описывается также в Уроке Delphi Работа со строками Delphi.

Переменная — область оперативной памяти, в которой лежит какое-то значение. Основные типы переменных в Delphi:

  • Integer — целые числа.
  • Real — целые и дробные числа.
  • Boolean — логический тип.
  • Char — символьный тип данных.
  • String — строковой тип данных.

Переменные указываются после ключевого слова var (variable — переменная). Общий вид указывания переменных:

В Delphi есть оператор присваивания — := .Общий вид присваивания:

Но с типом string и char, особое дело. Общий вид присваивания с типом string и char:

Продолжаем наше обучение! В Delphi очень важную роль играют переменные. В процессе работы программы в переменных можно как хранить так и извлекать информацию. Переменные могут иметь разный тип. Например для того, чтобы в переменную записать какой-нибудь текст используется тип String. Для того, что бы записать в переменную число используют тип Integer.

Вот список основных типов переменных в Delphi:

  • Integer — целые числа из диапазона: -2147483648..+2147483647
  • Shortin — целые числа из диапазона: -128..+127
  • Byte — целые числа из диапазона: 0..+255
  • Real — как целые так и дробные числа из диапазона: 5e-324..1.7e+308
  • Double — схож с типом Real
  • String — строковый тип данных
  • Char — символьный тип данных
  • Bollean — логический тип данных. Может принимать значение True — истина или False — ложь

С теорией мы закончили, теперь давайте откроем Delphi 7 и создадим новый проект. После этого кидаем на форму знакомый нам компонент Button и еще не знакомый Label. Компонент Label эта такая полезная вещь, в которую можно записать какую-нибудь подпись. Например подпись для другого компонента или просто записать в него автора программы. Попробуйте отыскать компонент Label сами, наводя на все компоненты в вкладке Standard и читая всплывающую подсказку. Кому сложно найти, то это четвертый компонент слева, не считая значка курсора.

Я всё сделал и у меня получилось вот так:

Сейчас нам нужно создать событие OnClick на кнопке, я надеюсь, что вы помните, как это делать.
Переменные объявляются между ключевыми словами procedure и begin. Объявление начинается с ключевого слова var, потом пишется имя переменной и через двоеточие её тип. Заканчивается все как всегда точкой с запятой.

Создадим переменную S типа String в процедуре OnClick: После этого между ключевыми словами begin end присвоим переменной значение равное ‘Моя первая переменная’. Присвоение пишется следующим образом. Пишем имя переменной, оператор присвоения := и значение. Если мы записываем информацию типа String, то информация заключается в одинарные кавычки.

Читайте также:  Живой счетчик подписчиков ютуб

Общий вид: Теперь если скомпилировать программу и нажать на кнопку ничего существенного не произойдет, просто в переменную запишется значение и всё. Попробуем вывести значение из переменной. Делается это также просто как и записывается. Выводить значение мы будем в наш Label.

Синтаксис такой: Разберем этот код подробно. Сначала мы написали Label1, потом пишем точку и в Delphi появляется огромный список со свойствами данного компонента. Можно конечно порыться и отыскать там Caption, но мы будем умнее! Мы, после того как поставили точку, напишем еще букву C и Delphi как бы отсортирует все свойства и найдет все, которые начинаются с буквы C. Первым в списке как раз будет свойство Caption.

Выбираем его из списка и нажимаем на Enter. Заметьте, что мы писали Label1.C, но после того, как нажали Enter, Delphi сам дописал название свойства. Далее опять же идет оператор присвоения и наша переменная.

Вы наверняка спросите: "Зачем же переменная, если можно было написать Label1.Caption:=’Моя первая переменная’;?". Ответ простой. Это нужно затем, что мы изучаем переменные :).
Нет, на самом деле так присваивать тоже можно, но представьте такую ситуацию, что вы написали очень большую, популярную программу и у вас, там в программе, пятидесяти компонентам присваивается одно и тоже значение и вот перед вами встала задача: "Поменять это значение на более универсальное и понятное для пользователя".

Что вы будете делать?

  • В первом случае у вас всем этим компонентам присваивается одна и та же переменная и чтобы изменить всем этим пятидесяти компонентам значение вам просто нужно поменять значение в переменной.
  • Во втором случае вы сидите 20 минут и всё копируете и копируете значение всем пятидесяти компонентам.

Вывод делайте сами.

И так, продолжаем! В общем виде должно быть так: Компилируем нашу программу и нажимаем на Button (батон/кнопку). Сразу же компонент Label вместо Label1 будет показывать Моя первая переменная.

На этом хотелось бы закончить, так как я уже устал писать урок :), но я еще не познакомил вас с типом Integer и как присваивать переменную с таким типом. Вы думаете, что присваивать ее нужно точно так же как и переменную типа String, но вы ошибаетесь.
Дело в том, что свойству Caption вообще у всех компонентов можно присвоить только текстовые значения. Как мы будем присваивать числовой тип если можно только текстовой? Всё проще некуда. Между типами переменных можно как бы переключаться, то есть можно из числового типа сделать текстовой и присвоить его компоненту Label. Этим мы сейчас и займемся.

Для начала нужно начать сначала :). Объявим переменную с именем I и типом Integer, дописав ее к переменной S. Код: Далее присвоим переменной I значение 21. Заметьте, что числовое значение записывается без одинарных кавычек! Теперь присвоим свойству Caption значение переменной I, для этого нужно воспользоваться оператором IntToStr(). Он как бы конвертирует числовой тип в текстовой. В скобках указывается переменная, которую нужно конвертировать.

Общий вид кода: Скомпилируйте программу и вы увидите, что Label будет отображать значение переменной I, то есть 21.

Ну вот и всё! Удачи!
Встретимся в следующем уроке!

Источник: www.thedelphi.ru
Автор: Савельев Александр
Опубликовано: 22 Апреля 2012
Просмотров:

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии.

Комментировать
2 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector